Золотой цепочкой украшали себя ещё до античности, в культурах Междуречья. Остаётся она едва ли не самым популярным украшением и в наши дни. Как маленький слиток золота превращается в ювелирное изделие, читайте далее.
Как делают золотые цепочки на ювелирной фабрике?
Процесс создания этой ажурной красоты трудоёмок и увлекателен, хотя и современным мастерам намного легче, чем ювелирам древности.
Историческая справка! В древнем мире носить золотые лица могли лишь лица царского рода – так демонстрировалось божественное происхождение. Позже отсутствие подобной родословной с успехом заменялось богатством.
Пошаговый процесс создания цепочки
Путь от золотого слитка к украшению выглядит так:
- подготовка сплава;
- охлаждение сплава в литейной машине;
- обработка пресс-формой;
- прокатывание через обжимную машину;
- обработка стан-тендемом;
- прогревание в печи;
- обработка на алмазном стане.
По окончании всех манипуляций получаются целые катушки золотой проволоки, из которой потом и делают цепочки разного плетения!
Интересно! Сотрудникам ювелирной фабрики приходится не только проходить через металлоискатель по окончании трудовой смены, но и отказываться от ношения украшений! Чтобы не было не только краж, но и малейших подозрений в них.
Путь превращения металла в цепочку увлекателен уже на этапе подготовки сплава: изделие и высочайшей пробы не состоит из чистого золота! Чрезмерная мягкость чистого золота требует примесей. Красноватый оттенок обеспечивает добавление меди, а латунь позволяет ускорить процесс создания сплава, получаемого в тиглях. Температура плавления – 1010°C. В зависимости от пропорций добавок получают сплав либо 14, либо 18 каратов.
Смеси надо затвердеть – это происходит в воде литейной машины, откуда заготовка поступает в круглую пресс-форму. Прошедшее через неё золото превращается… в двухметровую жердь! Её режут пополам и придают квадратную форму в прокатном стане. После чего ролики стан-тандема вытягивают заготовку в толщину вермишели, закрученной в спираль длиной в 24 м.
Теперь надо вытянуть золото в проволоку – спираль отправляют в печь, разворачивают и пропускают через стан с алмазами, поливая жидкой смазкой. Итог – 3 км золотой проволоки, намотанной в катушку.
Прогрев её напоследок в печи, начинают плести цепочки на специальных станках. Чтобы почти готовые изделия не слипались, их обсыпают особым порошком и снова прогревают до 815°C.
Прикрепив застёжки, для чего есть особый станок, и проставив пробу, почти готовые цепочки последовательно погружают в четыре цистерны с химическими растворами – так смываются все загрязнения. Напоследок золотые изделия покрывают жидким золотом – для блеска.
Если специалист по контролю качества не найдёт погрешностей, украшения поступают в продажу.
Методы плетения золотых цепочек
Дизайн изделия зависит от способа плетения. Чаще всего встречаются:
- «верёвка»;
- венецианское плетение;
- якорное плетение;
- «паучок».
Верёвочное плетение остаётся простейшим: пропустив проволоку через пару звеньев, станок замыкает их.
Для якорного способа требуется машина посложнее, воспроизводящая технологию изготовления якорной цепи, но – в миниатюрном варианте. Проволока проходит через одно звено, концы замыкаются и делается следующее звено. Со скоростью 600 звеньев в минуту! Аналогичным способом изготавливается «Паучок».
Особого станка требует венецианское плетение – проволоку в специальном канале механические зажимы закручивают вокруг формы, соединяя с предшествующим звеном. За качеством звеньев, изготавливаемых на любом станке, следит особый специалист.
Интересно! Несмотря на все достижения прогресса, есть типы плетения, выполняемые исключительно вручную. Поэтому профессия цепевяза редка, но до сих пор актуальна. Освоить её может лишь обладатель поистине золотых рук!