В Китайской культуре, как и во многих других, цвет одежды имеет особенное, сакральное значение. Если золотой и фиолетовый — символ богатства и высокого происхождения, то к жёлтому коренные жители относятся с опаской. Зелёный тоже непрост, как и его оттенки. В интерьере или одежде он уместен. Но вот головного убора такого цвета на мужчине не отыскать. Почему так происходит?
Как китайцы относятся к зелёному цвету
Своеобразное отношение к шапкам вызвано не их оттенком. Ведь зелёный для жителей Китая — это символ чистоты и свободы.
«Да!» зелёным продуктам или публикациям
В Поднебесной этот цвет обозначает освобождение от болезней (здоровый организм), а не отсутствие факторов, загрязняющих природу.
Важно! Понятие об эко-продуктах, продаваемых в Китае под слоганом зелёных технологий, не совпадает с европейским определением.
Китайцы всё равно будут говорить, что продукты «зелёные», чистые для здоровья, даже если овощи (без пестицидов) выращиваются в таких условиях, что от вносимых удобрений страдает почва или завод по переработке нарушает естественную экосистему.
Если коренной житель Поднебесной назовёт этим цветом публикацию в газете, это будет означать, что заметка не содержит запрещённой информации. То есть она чистая, безвредная для читателей. Главное, чтобы не страдал покупатель, тогда товар будет «зелёным».
«Нет!» зелёным шапкам
Но попробуйте подарить китайцу любой головной убор изумрудного, травяного или другого похожего оттенка. От такого презента он будет оказываться настойчиво, несмотря на дружбу или тесные партнёрские отношения.
Важно! Туристы в панамках оттенка молодой зелени или в кепках фисташкового цвета обязательно привлекут внимание и вызовут улыбку местных жителей.
Неудивительно, ведь шляпы, кепи, бейсболки и другие головные уборы зелёного колора (или его оттенков) на мужчине означают, что он рогоносец. Вот почему китаец никогда не будет связываться с этим цветом. Кому захочется вечных шуток в адрес себя и жены?
Совет. Даже если вам всё равно, что думают о вас окружающие, пересмотрите гардероб при поездке в Поднебесную.
Имейте в виду, что в угоду этому поверью был изменён даже герб католической церкви в КНР. Изначально на изображении использовалась зелёная тиара. Но дабы не провоцировать негативных высказываний, её сделали фиолетовой. Масштаб цветового восприятия далек от простых суеверий, не так ли?
Причины табу на зелёную шапку — в китайской истории
Источник обычая лежит в древности. История предлагает два варианта, объясняющих отношение китайцев к таким шапкам.
Цвет позора и супружеской неверности
Это предположение переносит нас в те времена, когда мужчины носили на голове платок.
Однажды уездный начальник Ли Фэн решил вместо распространённых телесных наказаний солдатам (битьё палками) заставить провинившихся солдат носить на голове платок изумрудного цвета. Не снимать символ проступка следовало определённое время, в зависимости от тяжести вины.
Ход достаточно мудрый — общественное порицание бьёт сильнее любых палок. Раны можно скрыть под одеждой, а вот голову было не спрятать!
Официальный документ 1286 года только укрепил историков в предположении, что зелёная шапка — знак позора. Так, в записях указывается, что платки определённого цвета следует носить главам семей, где женщины зарабатывают проституцией или попрошайничеством (певички, запевалы).
Важно! Мужчины такого дома приравнивались к низшей касте.
А если они таковыми не являются по праву, значит, нося платок другого цвета, дискредитируют благородных людей. Пусть они отличаются, носят знак позора.
После этого головной убор такого цвета стали ассоциировать с обманутыми мужьями, которых у нас называют рогоносцами.
Когда китайцы вспоминают о зелёной шапке
Если зелёные головные уборы китайцы не носят, то выражение «надел зелёную шапку» вполне могут произнести. Это иносказательное выражение по-прежнему говорит о семейном обмане. Вторая ситуация, когда о шапке позора не только заговорят, но и примерят на себя, — различные вечеринки. Например, на мальчишнике гости не преминут «подколоть» будущего мужа или самих себя.
Карнавалы и другие костюмированные затеи — повод примерить на себя образ рогоносца. В подтверждение этого говорят многочисленные предложения головных уборов на Taobao.
Не стоит так сразу отвергать этот обычай, хотя иностранцу он кажется весьма странным. Будем уважительно относиться к стране и к её культуре, которая откроет ещё много интересного.