Коряки испокон веков проживали на территории Камчатского полуострова. Кочевые тундровые племена занимались крупнотабунным оленеводством, оседлые береговые поселенцы охотились и рыбачили, собирали ягоды и коренья, выходили в море на зверобойный промысел.
Для коряков олени и добытые на охоте дикие пушные звери были не только пищей, но и служили материалом покрытия яранг, для пошива одежды и обуви. Шитьём и вышивкой занимались женщины, а мужчины изготавливали моржовые украшения, вырезали фигурки из кости, занимались обработкой металла, дерева, камня. Именно эти элементы служат идеей для народного костюма коряков.
Виды традиционных костюмов коряков
Для проживания в суровых условиях коряки имели зимний и летний вариант одежды. Крой всех костюмов был глухим, надевались они через голову. В холодное время года оленеводов и охотников согревал двойной слой, в тёплое – одинарный. Исходным материалом для шитья была шкура оленя. Все детали выполнялись из меха или ровдуги (замши из оленьей шкуры). Оседлые прибрежные жители использовали, кроме оленьей, ещё и шкуры морских обитателей.
Мужской костюм чавчувена (коряка-оленевода) состоял из следующих частей:
- кухлянка – длиннополая рубашка (пальто) с нагрудником и капюшоном;
- конайты — штаны;
- малахай – головной убор;
- торбаса – меховая или ровдужная обувь;
- камлейка – широкая рубашка из ровдуги или ткани;
- лилит – рукавицы.
Женский наряд подобен мужскому:
- комбинезон;
- кухлянка или гагагля (длинная рубаха с внутренним слоем меха);
- торбаса;
- лилит.
Как выглядит национальный костюм?
Зимний и летний национальные костюмы схожи между собой кроем, элементами декора, но есть из различия. Для холодного времени года одежда изготавливалась из шкуры оленя, дополнялась деталями из шкур пушных зверей. Летний наряд шился в основном из тканей, в украшении традиционно использовалась бахрома, вышивка бисером и бусины.
Национальный костюм состоял из камлейки (меховой рубахи из оленя), кухлянки, торбасов. Мужчины носили штаны, а женщины – комбинезон со штанинами до колена.
Одежда
Мужская камлейка надевалась поверх кухлянки, она защищала от осадков и непогоды. Камлейка могла быть не только меховой, но и ровдужной или тканой. Последнюю носили летом. От дождя хорошо защищала верхняя одежда, которую предварительно прокоптили и подвергли обработке мочой.
Оленья шкура или камус (мех с голени животного) служили для пошива верхних штанов, а ровдуга или кожа от старого покрытия яранги годилась для нижних или летних. Для прибрежных коряков материалом для брюк были тюленьи шкуры. В них охотники отправлялись на промысел. Зимой мужчины и женщины прятали руки в рукавицах (лилит), состоящих из одного или двух слоёв меха или оленьего камуса.
Важно! Мужчины под меховую одежду не надевали ничего, только некоторые прибрежные жители носили тканевые рубашки, купленные у русских переселенцев.
Женщины в непростых погодных условиях Камчатки носили комбинезоны. Шились они длиной до колена из тонких шкур молодых животных. Летний вариант изготавливался из шкуры или ровдуги, хорошо продымленной для защиты от осадков и насекомых. На комбинезон сверху надевали кухлянку – из одного или двух слоёв — по типу мужской. В остальное время носили длинную гагаглю с мехом, повёрнутым внутрь.
Обувь коряков
Национальная обувь коряков – торбаса. Варианты мужской обуви для зимы и лета шились одинаково, различались лишь длиной – до колена или до щиколотки – и материалом для пошива. Особенности изготовления торбаса:
- для тёплых торбасов брали вывернутый камус;
- на летнюю обувь шла шкура тюленя, нерпы, собаки, ровдуга или непромокаемая продымленная шкура оленя, на которой ворс был удалён;
- подошва вырезалась из шкуры лахтака, моржовая кожи, оленьих щёток (длинношёрстной оленьей шкуры над копытом животного);
- женская обувь выполнялась из тех же материалов, имела такой же крой, но дополнительно украшалась аппликациями из собачьей кожи белого цвета.
Головные уборы
Корякские мужчины в любое время года носили меховые малахаи, сшитые как капор с наушниками. Впереди пришивалась опушка из выдры или собаки. Крой малахая предполагал при необходимости глухое можно закрывание лба и ушей.
Женщины обычно оставляли голову непокрытой, если погода позволяла. В холод задействовали капюшон как головной убор, а жёны кочевников в тундре при перегонах скота пользовались мужскими малахаями. Женщины, проживающие оседло, у русского населения заимствовали в свой гардероб платок.
Что носят дети?
Маленького ребёнка одевали в комбинезон с капюшоном. Пока он не умел ходить, рукава и штанины оставались зашитыми, а в комбинезон помещали слой одного из видов мха, который служил подгузником и обладал антисептическим действием. Подросшее дитя передвигалось в обуви, пришитой к штанинам комбинезона.
Детская одежда, аналогично взрослым нарядам, в разное время года, была одинарная или двойная. К 5–6 годам ребёнка начинали одевать по гендерному признаку: мальчиков в мужские костюмы, девочек – в женские.
Украшения народного костюма
Мех собаки, лисицы, росомахи, волка коряки нашивали на кухлянку или камлейку в качестве опушки, что не только значительно её утепляло, но прежде всего, служило декоративным обрамлением наряда.
Важно! Корякский зимний костюм имеет характерную особенность — узорчатую кайму на подоле — опуван, который делался из более тёмных оттенков оленьего меха и украшался орнаментами из бисера и бусин.
Передняя и спинная часть кухлянки, гагагли и камлейки также расшивались узорами, дополнялись тонкими ремешками в виде бахромы, бусинами, крашеными кусочками собачьей шерсти и меха нерпы. На праздник наряд всегда дополняли браслетами, серьгами, кулонами, подвесками из старого серебра и меди. И мужчины, и женщины имели украшения в виде повязки или ленты вокруг головы.
Погребальная одежда
Особо следует отметить одежду коряка, в которой он отправлялся в мир иной. Такой наряд шился несколько камчатских зим и всё равно должна была остаться незаконченной, чтобы смерть обладателя не была преждевременной.
Подол на кухлянке и капюшон оставались без опушки, пока был жив хозяин. Обувь тоже не дошивалась: отсутствовала подошва. Всё это доделать нужно было, пока умерший находился в жилище. Спать до погребения не разрешалось, а вот наскоро всё сшить крупными кривыми стежками – так полагалось по обычаю — как раз самое время.
В погребальной одежде преобладали белые тона, шить её можно было только из белого оленя. Чёрный цвет полагался только на платке вдовы. Мужчин обычно отправляли на погребальный костёр в кухлянке, штанах, головном уборе, рукавицах и обуви. Женщин одевали также, кроме штанов.
Очень интересен и сложён декор подобных рубашек. Расшитая геометрическим орнаментом полоса и мех росомахи украшали подол кухлянки, капюшон, головной убор, рукава. Украшали одежду различными кистями, бахромой, кусочками собачьего меха. Внутренний слой кухлянки окрашивали красным цветом.
Обряжая умершего в последний путь, части костюма надевали необычным образом, например, головной убор мог сидеть на голове криво, а рукавицы – правая и левая – перепутаны местами и надеты на разные руки. В таком виде умерший отправлялся на погребальный костёр, который сооружали из стланика кедра.
Одежда для национальных танцев
На праздники коряки всегда надевали самую лучшую одежду, которая только была. Для танцев женщины облачались в камлейку с национальными орнаментами, головной убор в виде повязки, расшитый бисером, с длинными кистями, яркие серёжки из бус, иногда до самых плеч, и обувь из оленьих камусов. Наряд мужчин был идентичен, только головные украшения более лаконичные, в виде расшитой бисером ленты.
Грамотная статья. Но хотелось бы прочитать и про сумочки для женщин из меха, и про замечательные подвески из меха, замши, бисера, кот. пришиваются к одежде и обуви. И насколько элементы народного костюма актуальны сенйчас.