Повседневное, модное, выпускное, шикарное, летнее, скромное, маленькое, свадебное… Всё это о платье! Далеко не полный список приводимых определений свидетельствует: на каждый случай жизни найдётся вариант этого предмета одежды.
Что такое платье?
Современное значение этого понятия сформировалось не так давно, и словосочетание «магазин готового платья» ещё не обрело статус устаревшего.
Значение слова
Словари дают нам два объяснения термина:
- одежда для дам;
- одежда вообще.
В первом случае подчёркивается цельность вещи, не делимой на части (юбку и кофту). Во втором платьем именуют всё, что надето поверх исподнего, и это могут быть и части разных комплектов, мужских и женских.
Оба толкования в основе своей подразумевают древнее слово «плат» — большой кусок ткани, в который попросту драпировались, не умея кроить.
Любопытно! Толкование словарей выглядит несколько устаревшим: во-первых, под современный наряд надевается минимум белья (иногда обходятся и без него!); во-вторых, описание этого предмета одежды включает и закрытые плечи, в то время как иные вечерние варианты предусматривают лишь тоненькие бретельки. А могут быть и без них!
Историческая справка
Изобретение примитивного кроя не означало появление платья. В древнем мире его функции брали на себя туники и рубашки, фасоны которых были общими для мужчин и женщин. Разница была лишь в длине и способах отделки.
Древние египтянки, щеголяющие в калазирисах – длинных прямых рубашках на бретелях. Греко-римский мир носил туники и хитоны, драпируемые пряжками вокруг тела.
Ситуацию изменило средневековье: с повсеместной христианизацией появилась традиция разделять мужское и женское, что нашло отражение и в одежде. Но вплоть до тринадцатого века одежда состояла, по сути, из двух длинных рубашек: шелковая или льняная без украшений — под низ, вышитая — наверх.
Начиная с четырнадцатого века научились кроить, деля платье наверх и низ, что всячески совершенствовалось на протяжении последующих ренессанса и Нового времени: тугие лифы и огромные кринолины, воланы и оборки, корсеты и фижмы…
Все сложности упростил ХХ век: хотя и фасоны платьев менялись (талия то взмывала к подмышкам, то спускалась к бёдрам, женственные изгибы то подчёркивались, то прятались, подолы то скромно опускались в пол, до дерзко задирались выше коленок), в целом их модели существенно упростились. Всеми достижениями модельеров прошлого столетия пользуется и 21 век.
Любопытно! Настоящую революцию в моде совершила изобретательница маленького чёрного платья: Коко Шанель позволила одежде быть не только подчёркивающей достоинства, но и практичной.
Какие виды платьев существуют?
Разделять их можно по сезону и принципу кроя, назначению и возрасту. Выделяют следующие разновидности:
- вечернее: обязательно для торжеств и праздников, обычно имеет длину в пол;
- коктейль: от вечернего отличается длиной (в среднем – до колен, допускаются вариации), отсутствием рукавов и воротника;
- маленькое чёрное: будучи свободным от излишних украшающих деталей, может быть разновидностью вечернего или повседневного;
- подвенечное: платье невесты, в настоящее время многовариантное по длине и крою;
- мини: всё, что выше колен, с рукавами и воротником или без;
- миди: средней длины, колени закрыты;
- дневное: скромные фасон и расцветка, подойдёт для офиса;
- платье-пальто: платье из плотного материала, заимствующее ряд элементов уличной одежды (лацканы, пояса, большие карманы), но не предполагающее возможность снять его в публичном месте. В 1915 году дамские журналы извещали о появлении нового фасона, напоминающего пальто. Давалась и рекомендация надевать такую вещь поверх нижней рубашки;
- этническое: возможно как элемент национального костюма или этностиля;
- карнавальное;
- детское: носится юными барышнями лет до тринадцати.
Всё это многообразие может быть сшитым вручную и купленным в магазине, заказанным в ателье и связанным, брендовым и созданным по принципу «сама себе кутюрье».
Фасоны платьев
По особенностям силуэта делятся на:
- Прямые иначе называют платье-футляр и представляют собой классику, подходящую и для будней, и для праздников. Особенность – отсутствие швов на талии, молния сзади, часто имеющая вид дополнительного аксессуара. Вырез чаще округлый, но допускается и квадратный. Длина возможна любая. Этот фасон подойдёт любой фигуре: стройная будет прекрасна в ней сама по себе, массивной поможет тонкий нетугой поясок на уровне талии.
- Годе представляет комбинацию сужения-расширения: до колен фигура обтянута, затем резко расширяется. Все варианты годе предполагают облегающий верх с бретелями или рукавами, открытыми плечами и асимметричными вырезами. Спина может быть открытой. Годе не подходят для повседневного образа!
- Силуэт-А предполагает сочетание узкого верха и расширяющегося книзу подола. Фигура становится более женственной в таком платье. Талия может быть и завышенной, ограничений по длине нет.
- Трапециевидное платье отличается от силуэта-А отсутствием выраженной талии. Модницы всех возрастов любят его за удобство и лёгкость.
- Греческое платье предполагает сочетание длинного свободного силуэта, высокой талии, голых плеч. Воздушные ткани и особенности кроя предполагают вечерний или летний варианты такой одежды.
- Ампир сродни греческому, но талия совсем высоко – под грудью. Длина может быть разной.
По особенностям кроя юбки выделяют фасоны:
- беби долл: короткая юбка, свободный крой, часто – высокая талия, рукава короткие либо их нет;
- баллон: объёмный, словно надутый, низ (прекрасно скроет и лишнюю худобу, и чрезмерно пышный низ фигуры);
- пачка: узкий лиф и многослойная юбка (требует стройных ног!);
- клёш: расширяясь от талии, такое платье поможет скрыть слишком объёмные бёдра и подчеркнуть красивую грудь;
- кюлот: нижняя часть пошита в виде юбки-брюк (юбки-шортов).
Изобилие моделей современных платьев не оставляет возможности кому-либо отказаться от них. Есть лишь одна проблема – выбора.