Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/tkanir.ru/data/wp-content/plugins/wordpress-seo/src/integrations/front-end-integration.php:329) in /var/www/tkanir.ru/data/wp-content/themes/tkaner/functions.php on line 790
Логотип

Узбекские платья: фасоны, с чем носить, как выбрать, фото модных образов, идеи

bb647ef4-d39f-4162-b226-d60f172e2e7d

creativecommons.org

История национального костюма – это всегда увлекательный экскурс в историю. Сегодня аутентичный узбекский костюм с платьями, халатом и шароварами можно увидеть разве что только на праздниках в Узбекистане. Но в последнее время  на модных показах все чаще звучат национальные мотивы, что позволяет  надевать, к примеру, узбекское платье, не только на закрытые мероприятия для своих и на театральные представления, но и носить как повседневную одежду. В этой статье мы разберем историю узбекского национального костюма, как правильно его носить и как можно адаптировать узбекское платье под современные реалии. В конце материала вы найдете идеи для ношения узбекских платьев и примеры лучших сочетаний с аксессуарами.

История узбекского национального костюма

Как и абсолютное большинство национальных женских костюмов народов Среднеазиатских государств, узбекское платье с одной стороны привлекало внимание своей яркостью, а с другой максимально скрывало тело хозяйки от посторонних глаз. Изначально традиционный узбекский женский костюм состоял из платья, халата, шаровар, закрывающей голову накидки, расшитой тюбетейки. Чтобы подчеркнуть свой социальный статус, женщины носили золотые и серебряные украшения, а иногда даже декорировали драгоценными металлами свою одежду.

Главной отличительной частью наряда был халат, который помогал определить, откуда именно родом его хозяйка. Так жительницы Бухарского и Самаркандского оазисов носили в основном облегченную верхнюю одежду, названную румча. Чаще всего такие халаты были приталены и были скроены с более широкими и короткими рукавами. Другим видом халата был так называемый мурсак, который считался обязательным атрибутом для важных событий. Сегодня мурсак практически вышел из обихода, его одевают в основном на похороны в очень редких случаях (официально этот обычай был отменен в 1920-х годах). Еще одними разновидностями верхней одежды стали камзол и нимча (удлиненная безрукавка, напоминающая жилетку).

В качестве основной одежды жительницы Узбекистана носили облегченный вариант национального костюма: платье (куйлак) и шаровары (лозимы). Естественно, дома женщины носили одно только платье, а шаровары надевались лишь в холодные дни. Узбекское платье чаще всего имело прямой крой, а подол заканчивался в районе щиколоток. Но иногда модницы шили модели с расширенным к низу станом. У узбекских платьев незамужних женщин был чаще всего горизонтальный ворот, украшенный золотой тесьмой или вышивкой, а завязывался ворот на специальные тесемки у плеч (позднее их заменили на пуговицы). В отличие от халатов, рукава на узбекских платьях были длинные и узкие, чтобы закрывать от любопытных глаз максимальную площадь тела, в том числе и кисти. В отличие от незамужних соотечественниц, замужние узбечки могли позволить себе носить платья с вертикальным воротом, глубина разреза которого иногда доходила до 25 см. Края такого вертикального ворота также завязывались тесьмой и дополнительно фиксировались с помощью брошки.

В холодное время года иногда надевалось сразу два платья, а в праздники для знатных женщин было вполне приемлемо надеть сразу несколько узбекских платьев. Естественно вся эта многослойная одежда (и количество уровней) должна была демонстрироваться окружающим: так все надетые платья имели немного разную длину рукавов, цвет и рисунок, чтобы было видно все слои богатой вышивки на каждом из нарядов. Самые отчаянные модницы брали с собой в гости дополнительные платья, чтобы хозяева увидели все лучшие наряды в их гардеробе. Отдельным дополнением к узбекскому платью (если оно не было очень длинным) были шаровары, которые обычно шились из двух видов тканей: верхняя часть была выполнена из обычного практичного материала, а выглядывающая из-под платья нижняя часть – из дорогого полотна, украшенного тесьмой и кисточками.

Именно в таком виде узбекское платье практически без каких-либо принципиальных изменений дошло до ХХ века. Незначительные изменения в крое стали появляться лишь в конце XIX века, когда на женском узбекском платье появилась отрезная кокетка, в районе горловины – небольшой стоячий воротничок, а на рукавах стали делать манжеты.

В начале ХХ века с развитием красителей для ткани и пошива узбекских платьев стали использовать более яркие цвета, которые очень эффектно смотрелись на атласной ткани или шелке. Особенно это было заметно в 1930-х годах, когда большая часть региона могли себе позволить привлекать внимание и получили больше свобод. К 1940-м годам образ стал менее ярким и даже приобрел некоторые черты маскулинности, красота уступила место практичности. С 1950-60-х годов образ женщин Узбекистана становится все более европеизированным: знаменитые косы уступают место сдержанным пучкам и хвостам, а вместо традиционной обуви и узбекского халата стали носить сапоги и дубленки. Но никакие новые веяния и тренды не смогли заставить узбечек отказаться от любимых тканей, атласа и шелка. Даже когда в 1970-е годы предпочтение стало отдаваться практичности и сдержанности, ощутимый процент узбечек продолжал носить традиционные узбекские платья. Перелом произошел в 1980-90-е годы, когда на рынке появились джинсы и кроссовки.

Узбекское свадебное платье

unnamed

creativecommons.org

Отдельно стоит рассказать про узбекское свадебное платье, которому до сих пор отдают предпочтение многие современные узбечки, особенно если будущий супруг относится к той же национальности. Платье невесты и лозимы шьются из легендарного хан-шелка, который иногда еще называют «дикий шелк». Нити этого шелка окрашиваются еще до изготовления самой ткани, благодаря этому уже на готовом отрезе национальный узор возникает на абсолютно гладкой ткани яркими всполохами. Поверх платья накидывается богато расшитая безрукавка и шелковый халат. Иногда халат заменяют на более современный камзол. На голову невесте надевается филигранный кокошник, с  которого на лицо невесты ниспадает тонкая вуаль. Весь наряд дополняется многочисленными золотыми украшениями (чем больше, тем лучше), считается, что украшения оберегают будущую супругу от злых духов.

Тенденции в современной моде на узбекские платья

Стоит отметить, что узбекские платья даже в ХХI веке, несмотря на глобализацию и размытие границ, не потеряли своего восточного колорита. Они по-прежнему выглядят, скорее, как свободные туники, и скрывают большую часть фигуры модели. Как и в начале ХХ века среди тканей фаворитами являются хан-атлас, бархат и шелк. В последнее десятилетие укрепляется тренд на национальные узоры и самобытность образов. На подиумы выходят новые версии переосмысленных узбекских платьев, которые сохранили аутентичную форму, но приобрели более нежную цветовую гамму и обогатились новыми орнаментами.

Понравилась?
0
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Обсуждение и комментирование темы

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку "Комментировать", я принимаю положения политики конфиденциальности и даю свое согласие на обработку персональных данных.