Праздничная одежда на Руси всегда отличалась яркими красками и затейливыми украшениями. Для свадьбы шили самые красивые наряды. Невеста в этот поворотный в её жизни день меняла два костюма, а жених шёл к алтарю в рубахе, вышитой своей будущей женой. Московская губерния – самая богатая в стране. Из чего здесь состоял подвенечный наряд невесты и что на торжество надевал жених, об этом читайте далее.
Особенности свадебного костюма старинной Московской области
Женский русский свадебный наряд состоял из рубахи, сарафана, душегреи, мужской – из рубахи и портов. Из этих же элементов состояли костюмы на каждый день и для праздника. От них свадебная одежда отличалась отделкой: она богато расшивалась орнаментами, изображающими листья, цветы, ягоды, птиц. Наряды были очень ярких цветов, частым было сочетание красной рубахи и красного или синего сарафана, а присутствие жёлтых, золотых, белых, голубых вкраплений в элементах одежды или головного убора, в нагрудных украшениях придавали молодожёнам особенно торжественный вид.
Элементы женского костюма
Рубаха для торжества была прямоугольной, с длинными рукавами. Она собиралась вокруг шеи, а сборки закрепляла узкая расшитая или цветная обшивка. Изначально рубаха была красного цвета, который символизировал радость и счастье, но синяя, жёлтая, зелёная и белая ткань тоже могла использоваться для этого.
На рубашку надевалась понёва, крепившаяся вокруг талии шнуром – древний прообраз юбки. Пришедший ей на смену сарафан существовал в двух видах: косоклинный саян, распашной или сшитый впереди, и прямого кроя с лямками, который в Московской губернии называли круглым, а за её пределами – московским. Шился он из китайчатой ткани – плотного хлопчатобумажного или шелкового материала, привезённого купцами с Востока. В цветовой гамме – чёрный, синий, а чаще – красный цвет. Поверх рубашки и сарафана надевалась душегрея, в некоторых уездах предпочитали телогрею или шубейку.
В межсезонье надевали верхнюю одежду – суконный армяк, зимой – овчинный полушубок. В зависимости от благосостояния родителей невесты, он покрывался тканью или оставался непокрытым, а зажиточные крестьяне, купцы, горожане могли позволить себе купить для дочери шубу из заячьего меха, крытую дорогим китайчатым материалом.
Важно! К концу 19 – началу XX века у русских народов в городах, фабричных посёлках, крупных сёлах народный свадебный костюм стали вытеснять ситцевые платья и костюмы-пары: длинная юбка и кофточка с баской.
Невесты украшали себя жемчужными и стеклянными бусами, которые подвешивались в несколько рядов, надевали монисто, добавляли к нему образки и крестики. Обязательным элементом свадебного наряда были крупные жемчужные или бирюзовые серьги-подвесы и косник, который крепился к косе в самом низу. Наряды расшивались браным ткачеством, разноцветной или серебристой тесьмой с узорами и орнаментами, вышивались цветными и золотыми нитками. Оловянные пуговицы тоже служили в качестве украшения.
Детали костюма жениха
Мужчины шли к алтарю в прямой рубахе навыпуск, длиной до колена, подпоясанной тканым кушаком. Подол, рукава и ворот украшали вышивкой или тесьмой с орнаментом. Рубаху дополняли тёмно-синие в тонкую полоску порты – штаны из сукна домашней работы. Костюм жениха дополнялся сермяжным кафтаном чёрного цвета или овчинной шубой, покрытой для меньшего износа поверху чёрным или белым кафтаном.
Обувь и головные уборы в свадебном образе
Бедные крестьяне и в праздник, и на свадьбу надевали лапти, ступни или поршни. В Московском уезде, более богатом, чем остальные, для парней покупали яловые или хромовые сапоги, а девушки венчались в котах – старинных туфлях на небольшом каблуке. Наряды, состоящие из платья или юбки с кофтой, дополняли ботинки из козлиной кожи с высоким голенищем на шнуровке.
Головной убор невесты состоял из кокошника с длинным тонким покрывалом – фатой. Это одна из самых важных и значимых частей наряда. Кокошник расшивался каменьями, жемчугом, бисером, стеклярусом, канителью. Фата представляла собой прямоугольный отрез тонкой покупной ткани, шелковой или миткалевой, с золотым или разноцветным шитьём, который покрывал голову невесты поверх кокошника. Зажиточные семьи могли приобрести для дочери фату-канавату, дорогую и сказочно красивую вещь, а беднейшее крестьянство в качестве фаты довольствовалось покупным праздничным платом.
Парень в торжественный летний день надевал круглую шляпу с лентой, обёрнутой вокруг тульи – грешневик или картуз, а зимой покрывал голову тёплой овчинной шапкой. И шляпа, и картуз, кроме разноцветной ленты, украшалась цветком или скромным букетиком сбоку.
Интересные факты о старинных свадебных костюмах Московской губернии
В древности считалось, что девушка, которая выходит замуж, «умирает» для своей жизни в родительском доме, поскольку переходит жить в семью мужа. Свадебный наряд состоял из довенчального и послевенчального. В церковь невеста надевала скромную, траурную одежду и фату. В Московской губернии в довенчальном наряде преобладал белый цвет, а после возвращения из церкви наряд менялся на яркую, красную одежду, щедро украшенную и демонстрирующую уровень благосостояния роднившихся семей.
Сразу после венчания косу девушки её подруги расплетали и заплетали в две, укладывая их вокруг головы. Косник с волос снимали, теперь надобность в нем отпадала. Кокошник менялся на другой, который закрывал всю голову полностью, к нему крепилась фата.