Тысячелетиями роскошное и изысканное ожерелье украшало женскую шею. Появление первичной модели этого украшения в виде бус датируется эпохой первого исторического периода — каменного века, то есть десятым тысячелетием до нашей эры. В разные эпохи рассматриваемый аксессуар создавался из различных материалов, начиная с кожи и драгоценных металлов и заканчивая пластиком и стразами.
Ещё в период правления фараонов в Древнем Египте люди украшали своё тело драгоценными камнями. В ту эпоху египтяне верили в магическую силу последних и носили подобные украшения не ради эстетической красоты, а ради защиты от сглаза и проклятий.
Император Нерон не расставался со своим изумрудом, сквозь него монарх наблюдал за боями гладиаторов и даже читал. Изначально римский правитель держал его в руке, но затем повесил на шею, чтобы никогда не расставаться с этим изделием.
Золотой век ношения ожерелий приходится на период правления Францией Екатериной Медичи. В ту эпоху все придворные дамы были обязаны носить шейные украшения. Примечательно то, что чем моложе была девушка, тем миниатюрнее было её ожерелье. Объяснялся этот феномен тем, что у более зрелых женщин шея была менее красивой и появлялись первые признаки старения, которые дамы пытались максимально замаскировать массивными украшениями, шарфами или вуалью. Юные барышни носили чокеры — короткое изделие, плотно прилегающее к шее. Дамы постарше предпочитали кулоны или колье, а совсем зрелые женщины надевали монисто — объёмное украшение, состоящее из нескольких рядов бус, кулонов и подвесок. Чем обеспеченнее была женщина, тем дороже были её украшения. Простолюдинки также носили шейные аксессуары, однако наиболее часто это были бусики из ракушек или полудрагоценных камней.
Одно из самых изысканных и дорогостоящих ожерелий в мире — бриллиантовое колье Наполеона. Оно представляет собой украшение из 234 разноцветных алмазов, обрамлённых в серебро и золото, общей стоимостью 376 274 франка. Это украшение французский император подарил своей второй супруге — Марие Луизе Австрийской, родившей монарху наследника. После ссылки мужа на остров Святой Елены в 1815 году, Мария вернулась на родину в Австрию, забрав подарок с собой. В своём завещании она уделила ожерелью целый раздел, в котором строго-настрого запрещала потомкам нарушать целостность украшения, вынимать бриллианты из оправы или продавать драгоценное колье. Однако ожерелью Наполеона предстояло пройти ещё очень долгий путь.
После кончины супруги Бонапарта, её украшение перешло к невестке Софии Баварской, которая сразу же извлекла из него два крупных камня себе на серьги. Интересно то, что этих серёг на ней так никто и не увидел. После смерти мадам Софии драгоценность унаследовали её сыновья, один из которых выкупил доли других и презентовал колье своей третьей супруге. Кризис 1929 года, именуемый Великой депрессией заставил последнюю владелицу украшения, Марию Терезу, продать бесценный атрибут своей семьи. Самостоятельно выставить на аукцион такую вещь София постеснялась, поэтому для этой миссии ей пришлось нанять двух аферистов (о чём София узнала гораздо позже) — полковника Таунсенда и принцессу Баронти.
Мадам София претендовала на сумму 450 тысяч долларов, однако в период кризиса мошенники продали ожерелье за 60 тысяч, 57 из которых потребовали за свои услуги. Узнав об этом, госпожа Баварская обратилась в суд и вернула ожерелье себе. Возвратившись домой, алмазное колье как будто бы не хотело никуда «уходить». Власть бриллиантов настолько возымела силу над хозяйкой, что несмотря на финансовые трудности София не смогла с ним расстаться. К сожалению, после её кончины этот роскошный аксессуар вновь выставился на продажу и многозначительные приключения алмазного подарка Бонапарта продолжались ещё очень долго.
Сегодня бриллиантовое ожерелье находится в экспозиции Смитсоновского института в Штатах. Будем надеяться, что эта уникальная вещь сможет обрести истинного хозяина и перестанет кочевать от одного перекупщика к другому.