Желание украшать себя возникло задолго до появления первичной обработки металла. Согласно исследованиям палеонтологов, первые украшения, носимые на шее, датируются периодом палеолита, то есть 10 тысячелетием до нашей эры. Первобытный аксессуар представлял собой небольшую морскую раковину с отверстием сверху, в которое, судя по всему, продевалось что-то напоминающее современную цепочку.
Примечательно то, что первые украшения надевали только мужчины, и носили такие аксессуары исключительно информативный характер. Древние шаманы украшали шею зубами и клыками принесённых в жертву хищников. Согласно поверью, такой обряд гарантировал колдунам приобретение силы и отваги поверженного животного. Ношение костей зверя или его глаз наделял магическими силами и тайными познаниями. Первые цепочки плелись из гибких древесных нитей, плотно переплетаемых между собой. Такое плетение давало возможность носить на этом шнурке достаточно тяжёлые предметы.
Древние египтяне верили, что амулеты из металла и костей символизируют божественную силу. Наиболее значимым и ценным в ту эпоху считалось иметь аксессуар, созданный из панциря священного жука скарабея. Именно этот жук, согласно легенде, был символом возрождения после смерти и даровал вечную жизнь своему владельцу. Такое украшение носили на кожаном или тканевом шнурке, оно считалось в ту эпоху самым престижным.
Первые цепочки, плетёные из драгоценных металлов, появились около 3 тысяч лет назад на территории Древнего Египта. Эти изделия хранились в сокровищницах фараона, а украшать ими свою шею и руки могли только знатные особы. При археологических раскопках египетских гробниц, были найдены несметные богатства, которые в древние времена обязательно хоронились с владельцем.
Множество ювелирных украшений из серебра, золота и драгоценных металлов того тысячелетия сейчас украшают полки наиболее известных музеев мира. Интересно то, что в тот период в Вавилоне и Ассирии серебро ценилось гораздо выше золота. Во-первых, добывать этот металл было значительно сложнее, а во-вторых, серебро, в отличие от золота, — всегда ассоциировалось с луной и считалось священным элементом.
В Римской империи, напротив, золотые украшения были элементом роскошной жизни, а серебро носили торговцы и ремесленники.
С развитием ювелирного дела в Средние века цепочки стали плести, соединяя звенья между собой. Уже тогда золотники понимали, что для получения однородного изделия требуется пайка. Древние паяльники нагревались от открытого огня и использовались для получения замкнутого колечка. Такие кольца припаивались друг к другу, создавая неразрывную цепь. Основным минусом этой работы ювелиров было то, что готовое изделие теряло всяческую гибкость, его было совершенно невозможно согнуть.
Придворные ювелиры французского королевского двора нашли выход из ситуации. Они изготавливали каждое звено цепочки по отдельности, а затем вставляли звенья друг в друга и не запаивали их, а попросту загибали металл.
В наши дни мало кто плетёт ювелирные цепи вручную, ведь появились станки, которые гораздо быстрее выпускают целыми партиями готовые изделия.
На сегодняшний день существуют три вида создания цепочек:
Ручная работа — наиболее филигранная и высокооплачиваемая, такие изделия считаются самыми качественными и износостойкими. Станки изготавливают цепи с небольшими звеньями, а штамповый способ применяется, когда уже готовые звенья цепи продевают друг в друга и слегка закрепляют, не используя даже паяльники. Такой вариант создания украшений — наиболее бюджетный, но наименее качественный.