Люди всегда стремились выглядеть модно и соответствовать стандартам красоты, вне зависимости от половой принадлежности. И наблюдается это хоть 10, хоть 100 лет назад. Блистать на мероприятиях и быть заметными хотели и мужчины, и женщины. Высоченные каблуки или чересчур узкие брюки покажутся сейчас безобидной мелочью по сравнению с одеждой для осиной талии, выдающихся бёдер и инструментами для маленьких утончённых ножек. Мы расскажем о шести предметах гардероба прошлых веков, которые наносили своим владельцам непоправимый вред, но при этом считались мастхэвом тех времён.
Корсет
Тончайшая талия — эталон женской красоты и сексуальности начиная с XVIII века. Над этим строго работали с самого детства: изготавливали специальные широкие пояса с вшитыми упругими пластинками из китового уса, ивовых или металлических прутьев — всем знакомые корсеты. Нередко подобные элементы гардероба доводили девушек до обмороков и даже приступов асфиксии, деформации грудного отдела, передавливания внутренних органов. Всё это заканчивалось нарушением развития, искривлением позвоночника, а ещё могло довести и до летального исхода.
Мода на корсеты из китового уса привела к снижению популяции гренландских китов на 60% за период между 1850 и 1870 годами.
Феминистское движение Европы к концу XIX века усердно боролось против использования корсетов, и уже в начале 1910 года в Российской империи появились «бюстодержатели», которые не несли за собой такую угрозу здоровью.
Накрахмаленные воротнички
От модных тенденций в прошлом страдали не только дамы, но и джентльмены. Вспомните сериалы и фильмы, в которых показано ХІХ столетие. Там мужчины носили накрахмаленные воротнички. Изначально эта деталь образа имела практическое назначение: на рубашке в первую очередь пачкался воротник, а потому мужчинам приходилось ежедневно менять сорочку. А зачем такие трудности, когда можно заменить один маленький элемент гардероба? Так и возникли съёмные воротнички, которые значительно упрощали жизнь мужчинам.
Но очень скоро выяснилось, что накрахмаленный воротник может запросто стать орудием убийства, причём «действовать» он будет самостоятельно. Аксессуар настолько сильно облегал горло, что сдавливал сонную артерию и дышать было практически невозможно. Немцы и вовсе дали ему отдельное название — «отец-убийца». Уже к концу ХІХ века было установлено много скоропостижных случаев летального исхода, причина которых — асфиксия от воротничка.
Яркие платья
Немало жертв было и от экспериментов текстильных гильдий. Модницы поражали окружающих нарядами насыщенных расцветок, а затем страдали от ожогов и отравлений. Это была ещё одна опасность — сочные оттенки на нарядах.
Карл Вильгельм Шееле — химик-фармацевт из Швеции — в 1778 году открыл для мира моды пигмент — зелёный. Уже в 1814 его состав был усовершенствован, но основа представляла собой смесь двойной соли уксуснокислой и мышьяковистокислой меди — так барышни увидели великолепный колер — изумрудный. Позже он вошёл в историю моды как цвет «парижской зелени», а также как причина мигреней, интоксикации, нарывов на коже.
В 1850-х годах в массовое производство поступили красители из органических соединений, образующиеся при окислении анилина или его солей. Они были недорогими, очень токсичными и позволили получать более насыщенные оттенки — пурпурный, огненно-оранжевый, лиловый, ярко-синий, жгучий красный, рубиновый и прочие. Дамы надевали ярчайшие костюмы и платки, головные уборы и перчатки, и совсем скоро получали «цветные» отравления. От переизбытка нитробензола кожные покровы приобретали нездоровый сероватый тон, а губы становились практически чёрными.
Кринолин
Кринолин — жёсткая конструкция, предназначенная для придания юбке пышной формы. В 1850–60-е годы этот элемент гардероба находился на пике популярности. Он был относительно лёгким, давал свободу передвижению, позволял держать мужчин на требуемом расстоянии, а также скрывал некоторые особенности фигуры, а иногда и интересное положение дамы. Порой кринолин мог достигать двух метров в диаметре, потому женщины часто не проходили в дверной проём, не могли сесть в карету.
«Стальная клетка» не позволяла контролировать подол платья, который зачастую был задрапирован метрами шёлка или бархата. Всё это приводило к тому, что низ наряда мог попасть под колёса кареты, а иногда и загореться. В прошлом существовало даже такое понятие — «кринолиновые пожары». Истории известны случаи трагической гибели девушек, у которых загорался подол платья, а они попросту не могли выбраться из кринолина.
Шляпки из ртути и булавки
Вторая половина XIX века — в моду стремительно влетают шляпы с чучелами птиц. Сто́ит сказать, что смотрелись такие головные уборы действительно великолепно, если бы не одно «но». Для мумификации пернатых шляпники использовали не что иное, как мышьяк. А саму основу обрабатывали ртутью — чтобы изделие было мягче и податливее. Согласитесь, ядерная смесь. Причём страдали от таких инноваций и мастера, и модницы: химический состав вызывал тремор, раздражительность и аллергию.
И ещё одна странная тенденция — в начале XX века женщины любили объёмные причёски. Впрочем, тогда это было мегапопулярно. Так вот шляпки к волосам они фиксировали огромными булавками (около 30 см). Находясь на улице среди большого скопления людей, их остриё исцарапывало лица и попадало в глаза прохожим. Правительством позже издало административное требование — продавать такие булавки исключительно с защитными колпачками.
Бинтование стоп
Многим известна традиция в Китае, которая практиковалась с X до начала XX веков. Её суть — в бинтовании стоп, чтобы их размер не превышал определённого параметра. Считалось, что идеальная длина ноги — до 7 см, такие стопы назывались «золотые лотосы». Когда размер был больше этого показателя, то это уже «серебряные лотосы». А вот «железные лотосы» — свыше 10 см — были совсем неприемлемыми и относились к низшей категории.
Чтобы замедлить и даже прекратить рост стопы, бинтование проводили ещё в самом раннем возрасте. Полоской ткани юным представительницам женского пола привязывали к ступне все пальцы, кроме большого, и принуждали ходить в обуви самого маленького размера, отчего нога, естественно, изменяла свою правильную физиологическую форму, что в будущем могло привести к полному обездвиживанию. Стоит ли говорить, что всё это сопровождалось жуткой болью, которую приходилось терпеть.
На формирование идеального «лотоса» уходило примерно три года. Процесс состоял из четырёх этапов, и каждый из них был мучителен.
Конечно же, подобное не могло пройти бесследно для здоровья женщины. Самая частая патология — инфекции ног. Слишком тугая повязка передавливала ткани и артерии, циркуляция крови нарушалась, а в пальцах и вовсе исчезало. В итоге воспаление в стопах не прекращалось, что приводило к необратимому прекращению жизненной активности клеток, тканей — собственно, некрозу. Если инфекция поражала кости, то пальцы могли отпасть. Это лишь малая часть того, с чем сталкивались женщины Китая, прошедшие процедуру бинтования стоп.