Кожу называют древнейшим материалом, используемым человечеством для изготовления одежды и обуви. Тысячелетия назад она служила нашим пращурам защитой от капризов природы и даже сейчас применяется в индустрии моды. Правда, сегодня она вовсе не решает проблему выживания в суровых условиях, а служит признаком роскоши и богатства.
Последнее время как никогда актуальна тенденция отказа от кожаных изделий — в её защиту приводятся разные доводы. Прежде всего, они касаются таких аспектов, как этичность и экологичность производства. Почему кожа на протяжении столь долгого времени не теряет популярности и есть ли ей равнозначная замена? Отказ от её использования известными брендами — рекламный ход или новая эра в мире моды? Попробуем разобраться.
Эту статью вы можете не только прочитать, но и прослушать.
Почему кожаные вещи — атрибут богатства
Как утверждал Джанни Версаче: «Мода не стоит на месте, но одежда остаётся неизменной!». Это высказывание как нельзя лучше демонстрирует непреходящую популярность кожаных вещей. Может изменяться их фасон и цвет, но они никогда не покидают fashion хит-парадов. Помимо этого, качественная одежда и аксессуары из кожи всегда ассоциируются с роскошью и богатством — недвусмысленно указывают на статус своего обладателя. Как можно объяснить такую тенденцию?
Прежде всего, кожа практична и долговечна, отличается прочностью и износостойкостью. Эти качества особенно актуальны для обуви — ни один другой материал не наделяет туфли, сапоги, ботинки столь высокими эксплуатационными характеристиками.
Не менее важен и статусный внешний вид — качественный кожаный аксессуар или предмет гардероба всегда стоит дорого, особенно если он от известного бренда. И это автоматически переводит вещи из кожи в категорию атрибутов состоятельных людей. Брендовая сумка или туфли класса люкс — это беспроигрышный вариант выглядеть статусно, стильно, дорого, и потому люди, обладающие такой возможностью, готовы выкладывать довольно крупные суммы за вещи из кожи.
Справка. Одним из основных источников дохода рынка аксессуаров класса люкс остаются изделия из натуральной кожи.
Помимо этого, натуральное происхождение материала как будто бы не вызывает сомнений в его экологичности. Поэтому любая замена кожи до недавнего времени считалась прерогативой масс-маркета. Если брендовые изделия из натурального сырья просто «кричали» о богатстве, то вещи из искусственного материала не менее красноречиво заявляли о не очень «радужном» финансовом положении своего владельца, да и просто считались безвкусицей.
Экокожа — новая эра этичной моды
На что только не способны современные технологии. Вот и натуральную кожу вытесняет искусственная, которая, как утверждают эксперты, не уступает первой по всем характеристикам. Её основой служит натуральная ткань, которую покрывают полимером. Последний, в свою очередь, окрашивается в нужный оттенок. При правильной и качественной обработке синтетический материал сложно отличить от натурального.
Экоматериал уступает коже только в долговечности и престиже. Но тенденция отказа от использования натурального сырья даже известными брендами может вскоре нивелировать последний указанный минус.
Важно знать, что синтетические материалы, называемые эко- или веганской кожей, на самом деле имеют разный состав. Наиболее распространены полиуретан (PU) и поливинилхлорид (PVC).
И тот, и другой — это полимеры, производство которых подразумевает многоэтапный химический процесс. Сырьём для их получения служат ископаемые углеводороды, при создании выделяются парниковые газы, а дальнейшее разложение в природе превышает 100 лет. Так почему в названии материала присутствует приставка «эко», а производство одежды, обуви и аксессуаров из неё называют новой эрой этичной моды?
Почему модные бренды отказываются от натуральной кожи
Всё дело в том, что получение искусственного материала не подразумевает убийства животных. Другой его плюс — отсутствие процесса выделки, который обязателен для натурального сырья и не совсем безопасен для окружающей среды и здоровья. Однако всё же именно активная деятельность зоозащитников, считающих забой животных ради одежды недопустимым, способствует тенденции отказа от использования натуральной кожи.
Правда, это так называемое модное веяние только набирает обороты — известные кутюрье, как правило, отказываются от меха, а использование синтетической кожи люксовыми брендами составляет только 2 % от общего объёма производства. Но похоже это только начало — эксперты прогнозируют, что оборот рынка синтетической кожи, который сегодня составляет 25 млрд долларов, вырастет к 2025 году до 45 млрд.
Но не только этическая сторона вопроса заставляет модные дома переходить на искусственные материалы. Как заявил один из руководителей Дома Chanel, их решение больше не использовать кожу животных при производстве обуви и аксессуаров связано со сложностями, возникающими с поставками качественного сырья. Отныне знаменитый дом моды будет активнее разрабатывать кожзаменители, которые по всем характеристикам не будут уступать натуральному сырью.
В любом случае изменение потребительского сознания (как показывают опросы, европейцы и американцы всё больше отдают предпочтение изделиям из синтетического материала) способствует смене вектора развития компаний-производителей кожаной одежды и аксессуаров.
Вместо заключения
Можно сделать вывод, что несмотря на название, экокожу нельзя назвать по-настоящему экологичным материалом. Её плюсы — доступная стоимость и «этичное происхождение».
Правда, рядовым потребителям зачастую совсем не важен второй аспект — многих прельщает доступная цена одежды и аксессуаров, которые по внешним и по многим качественным показателям не уступают изделиям из натурального материала. Стоить заметить, что цена продукции люксовых брендов, которые уже отказались от использования животного сырья и перешли на экокожу, остаётся столь же высокой, как и стоимость их изделий из натуральных кожи и меха. Получается, что теперь одежда или аксессуары из экокожи — не признак отсутствия вкуса и статусности, а новый тренд в мире моды, который по всем признакам вскоре превратится в устойчивую тенденцию.
По-настоящему экологичными можно назвать кожзаменители — пинатекс (производимый из волокон ананасовых листьев) и грибную кожу (материал на основе гриба, выращиваемый на поверхности питательной среды), которые только начинают использовать некоторые «молодые» марки. Эти технологии существуют, но пока рано говорить об их широком использовании в мире модной индустрии.