Наблюдая за быстрой сменой моды, выпуском новых дорогих часов и бесследным исчезновением морально устаревших аксессуаров, невольно задаёшься вопросом: а что происходит с нераспроданным товаром? Может, его реализуют по сниженной цене или раздают нищим? О непростой судьбе залежавшихся на полках престижных вещей читайте далее.
Почему сжигаются трендовые коллекции?
Дорогостоящие марки, которые по разным причинам потеряли свою ценность, подвергаются уничтожению. Это объясняется маркетинговой политикой, которую ведёт производитель. Сами инициаторы этой варварской (с точки зрения общества) процедуры ссылаются на следующие причины:
- опасение потерять высокий статус своих изделий, так как они должны оставаться доступными лишь узкому кругу потребителей;
- на том же основании товар не предназначен для благотворительности;
- предметы, выставленные на распродажу, могут купить ловкие дельцы, которые будут пытаться вернуть их в фирменный магазин, с требованием возврата денег;
- собственные сотрудники компаний также могут прибегнуть к ухищрениям: списать изделия и затем выставить их на продажу в интернете;
- американские компании таким путём могут вернуть часть затрат: по закону им возвращается до 99% уплаченных за товар налоговых сумм и пошлин (если уничтожение непроданной продукции проходило под контролем таможни).
Важно! Могут применяться либо полное уничтожение, либо повреждение товара настолько, чтобы им не могли воспользоваться.
“Борьба” с остатками и её причины
Все манипуляции производятся скрытно, одним из способов:
- торговые сети возвращают остающиеся на полках модели производителю, и он своими силами утилизирует изделия, компенсируя контрагенту их полную стоимость;
- составляется договор между магазином и компанией, по которому после оговоренного срока вещи приводятся в негодность сотрудниками самой торговой точки.
Основной причиной, приводящей к затовариванию, служит перепроизводство, так как брендовые предметы имеют запредельную стоимость, поэтому их могут купить только очень состоятельные люди. Кроме того на это влияет:
- Короткий жизненный цикл продукта. Мода скоротечна, конкуренция высока, и на этом фоне смена морально устаревших изделий происходит подчас каждую неделю.
- Отдельный фактор – это активная борьба с коррупцией во многих государствах, например, в Китае, где законодательно запретили дарить чиновникам дорогостоящие подарки. После этого продажи престижных марок заметно снизились.
- Производственный брак также послужит поводом для утилизации.
- Если покупателю вещь чем-либо не понравилась, и он возвращает её в магазин, как правило, она ликвидируется.
С чего всё это началось?
Фирмы обычно не афишируют уничтожение своих товаров. Они понимают, что это вызовет негативную реакцию общественности. Если такие факты всплывают, то, как правило, это утечка секретной информации.
Когда и кем этот процесс был запущен, неизвестно. Однако большинство дизайнерских домов и производителей класса люкс регулярно этим занимаются.
Какие бренды уничтожают остатки коллекций?
Известные компании, которые были уличены в ликвидации предметов роскоши:
- Victoria’s Secret;
- Dior;
- Chanel;
- Versace;
- Nike;
- Burberry (выпускает модные аксессуары, косметику и одежду);
- Louis Vuiton (продаёт дорогие сумки);
- Richemont (владеет брендами часов Cartier и Montblanc);
- H&M (модные коллекции одежды);
- Cavalli (торгует широким ассортиментом, от различных аксессуаров до сумочек);
- Celine (дизайнерский дом).
Примеры люксовых вещей, которые идут “в утиль”
- Около десяти лет назад в Нью-Йорке разразился скандал: в середине зимы студентка недалеко от магазина шведской фирмы H&M обнаружила тяжёлую упаковку, набитую тёплой одеждой. Весь товар был полностью испорчен: поколот и разрезан. Девушка поместила в интернете фото, которые вызвали бурю обсуждений. Репутация компании оказалась на грани, после чего производитель исправился и стал отправлять неликвид либо на переработку, либо на реализацию с пониженной ценой.
- Компания Burberry обнародовала данные том, что на протяжении нескольких лет сжигала остатки косметики и одежды. В год эта цифра достигала порядка 30 миллионов долларов. Это редкий случай, когда факты ликвидации не скрывались.
- Производитель Nike попался на повреждении партии кроссовок в 2017 году, когда рядом с фирменным магазином на Манхеттене прохожие нашли завёрнутые в огромную упаковку сотни пар изрезанной обуви.
- Фирма Richemont, реализующая дорогие часы, выкупает свой товар у магазинов, а затем уничтожает. За один только 2018 год были утилизированы изделия на сумму почти в 600 миллионов долларов.
- Изготовитель эксклюзивных сумочек Louis Vuiton ежегодно отправляет в огонь остатки своих изделий. Но было сделано исключение для своих сотрудников, которые могут участвовать в закрытых торгах. Условие одно: приобретённая вещь помечается и запрещена к перепродаже.
Всё о защите брендовой интеллектуальной собственности
Продавцы престижных марок одним из основных аргументов в пользу ликвидации коллекций называют защиту своего авторского права. Они опасаются проникновения товара на другие, более дешёвые рынки и как результат – цены поползут вниз, хлынет поток искусных подделок, и статус бренда на этом фоне обрушится.
Представление о праве на интеллектуальную собственность формировалось длительное время и обрело окончательную форму на Стокгольмской конференции 1967 года. В её решении указывалось на то, что автор имеет исключительные права на своё изобретение, и государство должно обеспечить ему защиту, в том числе от недобросовестных конкурентов.
В этом вопросе правообладатели престижных изделий не имеют каких-то преимуществ и отличий – их официально зарегистрированные знаки полностью защищены каких-либо посягательств. Как распорядиться произведёнными коллекциями, решает только их владелец.
Уничтожение предметов роскоши – это варварство или необходимость, пусть читатель решит сам для себя. Впрочем, ясно, что этот процесс продолжится, так как подобными действиями законодательство не нарушается. Протесты акционеров и экологов ситуацию не меняют. С произведённым продуктом компании могут обращаться на своё усмотрение. В редких случаях широкая огласка и общественное порицание могут вынудить фирму изменить политику.