У мужчин в костюм входили папаха и черкеска. Доминировал бордовый цвет с золотой вышивкой на поверхности.
Зимой в качестве верхней одежды выступала бурка-плащ без рукавов чёрного, бурого или же белого цвета, который делают из войлока.
История осетинского костюма
Черкеску, которую носили мужчины, производили из сукна многих цветов: белый, бурый, чёрный, серый, красный. Особенную ценность имело сукно козьего пуха в горах, а в некоторых поселениях – шерсть верблюдов.
В качестве аксессуара к черкеске выступал кинжал, расположенный справа на поясе, пояс, который был украшен серебром, а также наганом – револьвером.
Немаловажной частью традиционного осетинского костюма считается бурка. Эту вещь жители Осетии очень любили и могли носить её круглый год. Такая вещь закрывала народ от снега, дождя, холода, а пастухи использовали её как подстилку для сна.
Шуба, как и бурка, являлась частью осетинской моды. Её носили осетины в холодное время года как верхнюю одежду.
Особенности национального осетинского костюма
В начале ХХ века костюм женщин модернизировался, но остались народные традиции. Теперь платье имело прямую осанку, на бёдра привязывался передник с различными аксессуарами. А если платье имело узкие рукава, к кисти девушек привязывались нарукавники, сшитые из бархата тёмно-красного цвета, поверх которого нашивались золотые нитки.
Неотделимой частью женского наряда являлась бархатистая до пола тюбетейка с картонным каркасом кругловатой формы, которую расшивали галуном золотого или серебряного цвета.
Свадебные костюмы
Свадьба в Осетии имела массу отличий от русской свадьбы. В Осетии молодая невеста обязана стоять скромно с опущенными в пол глазами. Красавицу заводят в небольшую комнату, где она стоит в углу, а жених в это время пьёт с гостями и своими друзьями. Бывало и так, что жених всю свадьбу прячется в соседнем доме, а родня постарше всю свадьбу гуляют без молодожёнов.
Наряд у невесты очень красивый, но тяжёлый. Весь день в таком стоять было очень сложно, однако многие из девушек всё-таки согласны на такой шаг. Кафтанчик дамы носили с момента брачного возраста. Если бюджет позволял, его шили из дорогих материалов наподобие атласа и бархата.
Часто свадебное платье невесты шили мастера, и использовали для этого шелковистые ткани светлых цветов: белый, серый, жёлтый, голубой. Спустя время некие части свадебного платья потеряют свою символическую значимость, однако светлые тона наряда на свадьбе остаётся неотъемлемым правилом.
Неотъемлемой частью наряда значились нагрудные застёжки. В наши дни они также играют лишь роль декора.
На рубаху надевался корсет, шьющийся из кожи и нескольких слоёв шёлка. Завязывали его шнурками из тесьмы – узкой полоски из ткани. Чтобы развязать такой узелок, запрещалось использование острых предметов, например, кинжала.
Если корсет рвали или резали, для мужчины это было позором. Если же в брачную ночь жених не мог развязать узелки, трогать молодую невесту он не имел права.
В XXI веке невесты сами думают, что выбрать: традиционный свадебный наряд или же современное свадебное платье. И всё же, многие молодые женщины останавливаются на традиционном варианте, история которого уже более ста лет. И их выбор оправдан, ведь шикарное платье с олицетворением солнца, изобилия, богатой жизни служит для них оберегом.
Головные уборы
В начале XIX века головные уборы в Осетии были довольно разнообразными как со стороны материалов, так и по форме. В качестве материала для мужских шапок выбирали ткань, которую сочетали с мехом и войлоком. Основным видом шапок считались шапки в виде низких колпачков, которые шили из нескольких клиньев. Другие имели вид небольшой круглой шапки. Чаще всего их делали светлых цветов.
Осетины имели особое отношение к головным уборам. По традиции все полноправные члены общины обязательно носили головной убор, так как этот предмет не только защищал народ от холодов и осадков, но и считался оберегом во многих общинах.
Обувь
Обувь у жителей Осетии различалась как материалом, так и назначением, но обувь мужчин мало отличалась от женской. Женщины использовали то же самое, что и мужчины.
Как и горные жители Северного Кавказа, для повседневной ходьбы использовали обувь из сыромятной кожи, изготавливаемую женщинами. А мужчины участвовали лишь там, где требовалась физическая сила, например, приготовление кожи для шитья ремней. Чтобы сделать качественную обувь, за основу брали кожу лошадей и крупного рогатого скота.
Такая обувь имела три вида:
- Первый тип — обувь со сплетённой из ремешков подошвой. Эта обувь считалась самой удобной для ходьбы в горах. Её носили горные пастухи и охотники. Делали такую обувь из шкур домашних животных.
- Далее идут чувяки – мягкие туфли на каблуках. Такие изготавливали из кожи крупного рогатого скота, и носили эту обувь в холодное время года мужчины и женщины.
- И третьи были похожи на чувяки. Назывались они къогъодзи, в них ходили мужчины. А распространена она среди южных жителей Осетии и нескольких народов Северного Кавказа.
Жители Осетии горды собственной традиционной одеждой. Их наряд, несмотря на свои яркие цвета, имеет сдержанный фасон и крой, потому что осетины не приветствуют даже малейшие проявления вульгарности.