Читая модные журналы или просматривая передачи, где демонстрируются сюжеты о показах известных модельеров, мы часто слышим слово «кутюр». Оно вроде бы на слуху, но если нас попросят объяснить его значение, вряд ли мы сможем сформулировать что-то конкретное. Так что же такое «кутюр» и какой должна быть одежда, гордо носящая этот статус?
Кутюр: что это значит
Объяснение того или иного понятия, как правило, начинают с выяснения его происхождения. Вполне ожидаемо, что термин «кутюр» имеет французские корни — Haute couture, ведь любое рассуждение о моде и всём, имеющем к ней отношение, редко обходится без упоминания об этой стране, подарившей миру стольких талантливых модельеров. Его буквальный перевод — «высокое шитьё». Сегодня синонимом этого понятия можно считать словосочетание «высокая мода». С дословным переводом разобрались, но что на деле подразумевает этот термин?
Предметы гардероба от-кутюр — это одежда, которую можно назвать «штучным товаром», т. е. созданная по эскизам талантливых модельеров, как правило, сшитая вручную (ну или в основном вручную).
Справка. «Отец» высокой моды, который впервые ввёл это понятие — Чарльз Фредерик Уорт. Он был первым художником-модельером, который создавал эскизы и кроил наряды для знатных дам, используя индивидуальные мерки. В 1858 году впервые открыл двери дом моды, где стали демонстрироваться созданные Уортом небольшие коллекции. Кстати, именно он впервые стал разделять их по сезонам. Его детище и Синдикат высокой моды — именно это «заведение» по сей день объединяет всемирно известные бренды.
Наверное, излишне упоминать, что «кутюрная одежда» редко бывает повседневной — даже знаменитости «щеголяют» в ней лишь на различных торжествах. Например, в одежде от-кутюр нередко «дефилируют» по ковровой дорожке популярные актёры, приглашённые на вручение «Оскара» или «Золотого глобуса».
Как одежда получает статус haute couture
Шикарные, роскошные — эти слова нередко упоминаются в отношении платьев от-кутюр. Только дорогие материалы и фурнитура, силуэты, созданные мастерами своего дела — всё это, безусловно, заслуживает таких восторженных эпитетов. Но высококачественное «сырьё» и эксклюзивность идеи — не единственные требования, предъявляемые к «кутюрной» одежде.
Правила, позволяющие отличать «высокомодные» наряды от всех других придуманы Синдикатом — тем самым, о котором было упомянуто выше. К числу основных относятся:
- дом моды, «претендующий» на создание нарядов от-кутюр, должен обязательно «творить» в Париже и демонстрировать не менее двух коллекций в год;
- «модный штат» должен включать как минимум два десятка человек;
- создание одежды должно осуществляться только по индивидуальным меркам и не менее чем на 70 % вручную.
Справка. «Полуофициальным кутюром» считается одежда дорогих брендов, соблюдающих вышеперечисленные принципы работы, но не имеющих документального подтверждения своего статуса. То есть термин «от-кутюр» может использоваться в качестве противопоставления массовому производству — pret-a-porter или ready-to-wear.
Какие же дома моды находятся «под крылом» Синдиката? К ним относятся Chanel, Christian Dior, Yves Saint Laurent, Jean-Paul Gaultier, Valentino, Christian Lacroix и некоторые другие «модные гиганты».
Зачем нужна «кутюрная» одежда
Для брендов одежды создание кутюрных коллекций — это способ продвижения. Таким образом они демонстрируют своё видение моды, а также формируют имидж своего дома. На «эксклюзивно-дорогостоящих» нарядах они зарабатывают немного.
Как правило, подиумные платья и другие предметы гардероба, сшитые согласно существующим требованиям по индивидуальным меркам, продаются намного дешевле (если здесь вообще применимо это слово) или попадают в музей или «архивы» дома моды. При этом траты на организацию показов от-кутюр — немаленькие, и всё для того, чтобы в очередной раз подчеркнуть престиж бренда.
Справка. Как правило, кутюрье могут продемонстрировать свой эксклюзив только на Неделе высокой моды (вспомните, как ассистентка в фильме «Дьявол носит Прада» упоминала о поездке в Париж, где она будет носить наряды от-кутюр и познакомится со всеми дизайнерами) или на других мероприятиях мирового масштаба, например, премии «Оскар».
Сегодня многие эксперты считают, что изготовление «высокомодных» и дорогостоящих предметов одежды, большую часть которых никто никогда не наденет, по меньшей мере нерационально. Знаменитые бренды ругают за перепроизводство и «невнимание» к проблемам экологии — вместо того, чтобы, например, использовать переработанный материал, они создают новые «малоносибельные» наряды.
Несмотря на все эти разумные доводы, наряды от-кутюр, демонстрируемые на подиумах и надеваемые знаменитостями для «ковровых дорожек», всё ещё вызывают поистине священный трепет. Среднее, а чаще низкое качество так называемой одежды для массового покупателя заставляет приобретать предметы гардероба снова и снова, что также усугубляет кризис перепроизводства.
Конечно, одежда от-кутюр доступна немногим, но она словно возвращает нас в те времена, когда предметы гардероба шились в единственном экземпляре и, что называется, «на века». Такие наряды, словно фамильные драгоценности, можно было передавать по наследству.