Она не оставляет равнодушным никого. Ею интересуются почти все. Её веяниям подвержено большинство. Ничего в ней не смыслит почти половина. Слепо следуют ей немногие. И лишь единицы творят её историю. О чём это я? Конечно, о моде.
Мода: понятие и роль в истории человечества
«Мам, когда ты мне купишь кигуруми? Почти у всех девочек уже есть…» «Бабуль, ты ничего не понимаешь, сейчас так носят…» «Надо бы джинсы новые прикупить, а то низкая посадка уже не катит…»
Знакомые фразы? А виной всему она…
Мода – это то, что предписано или нравится основной массе людей определённого круга в какой-либо период времени. Следование моде обусловлено, прежде всего, стремлением подражать тому, что все считают правильным или красивым.
На заре цивилизаций
Уже с возникновением первых древних государств образ каждого члена общества отражал его социальный статус. Так, например, шумеры носили поверх одежды плащ. Представители «низов» – короткий, без декоративных излишеств, элита – по щиколотку. Цари и жрецы декорировали его широким поясом, мехом или бахромой.
Ассирийцы особенно трепетно относились к причёске. Мужчины-бедняки стриглись коротко и кое-как. Правители носили длинные волосы, украшенные золотыми нитями, усы завивали, а бороды заплетали в косички.
В целом до V века европейское мужское и женское платье состояло из куска ткани, который драпировался прямо на фигуре. Закреплялся на теле он с помощью металлических булавок и брошей, а также кожаных ремешков.
От средневековья до Нового времени
К XIII столетию одежду стали кроить по фигуре, а также снабжать её шнуровкой и пуговицами. Теперь понятие моды несёт в себе не только то, что предписано определённому сословию, но и отождествляется с красотой. В женском костюме появляются приталенный силуэт и декольте, а затем корсет и кринолин. Если до этого мода тысячелетиями была относительно статична, теперь она «капризничает» с завидной регулярностью. Так, например, линия талии в женском платье постоянно перемещается: то поднимается под грудь, то спускается к бёдрам, то возвращается на место.
Мода последнего столетия
В XX веке, особенно с 20-х годов, она не просто меняется – она меняется кардинально и приобретает индустриальные масштабы. Объём одежды сокращается, полы юбки «ползут» вверх. Женщины, благодаря знаменитой Коко Шанель, присваивают себе большую часть мужского гардероба.
С начала третьего тысячелетия мода переживает настоящее сумасшествие: нет ни то что запретов, но даже границ для полёта фантазии. Тенденции настолько полярны, что охватывают весь спектр: и удобный кэжуал, и переосмысленную классику, и ультравызывающий модерн. Смешение стилей варьируется от мягких сочетаний до полного абсурда.
Как формируются модные тренды
Они складываются под влиянием:
- идеологии, морально-нравственных устоев;
- научно-технического прогресса;
- исторических событий, происшествий и проблем, имеющих значение для основной массы населения.
С одной стороны мода изменчива, с другой – циклична. Моргнёшь раз – и она уже кардинально поменялась, моргнёшь другой – и в тренде хорошо забытое старое в новой «обёртке».
Кто задаёт тон?
Долгое время что модно, а что нет, диктовали «сливки» общества – самые богатые и знатные его представители. Остальные просто подражали, не рискуя «плыть против течения», дабы не быть отвергнутым окружением. С конца 60-х годов XIX столетия эстафетную палочку законодателей моды приняли художники-модельеры. После второй мировой войны они взобрались на вершину модного айсберга, в основании которого находятся тренд-бюро. Их задача – отслеживать и анализировать настроения и веяния в обществе, предугадывать, что будет актуально в ближайшем будущем: стили, фасоны, расцветки. После серьёзных и фундаментальных исследований за дело берутся кутюрье, которым, собственно, и достаётся вся слава.
От-кутюр – что это означает?
«Haute couture» – «высокое шитьё», которое демонстрируют в своих коллекциях ведущие дома моды. Первый дом и его шедевры появились во второй половине XIX века благодаря англичанину Чарльзу Уорту. Он же создал Синдикат высокой моды, в который в настоящее время входят такие элитные бренды, как Диор, Шанель, Версаче, Гальяно и многие другие.
Интересно! Согласно требованиям, дома́, достойные статуса «от-кутюр», должны иметь собственное ателье, в котором постоянно трудятся не менее полутора десятка работников. Одежда на 2/3 шьется вручную из специально созданных дизайнерами тканей. Коллекции выпускаются дважды в год – весна-лето и осень-зима – и состоят из нескольких десятков образцов.
Далеко не все, но многие тренды от-кутюр находят тёплый приём в обществе и в кратчайшие сроки внедряются в масс-маркет.
Спектры модного влияния
Понятие «мода» имеет много вариантов толкования: правило, мера, образ, способ… Благодаря такой вариативности оно охватывает практически всё, что можно увидеть, услышать, осязать и чувствовать:
- Одежду, обувь и аксессуары.
- Внешность: телосложение и черты и цвет лица. Так, в средние века благородной считалась худоба и неестественная бледность, ради которых женщины утягивались и выбеливали лицо. Первые красавицы Ренессанса отличались пышными формами, а в наши дни девушки стремятся к заветным 90×60×90.
- Причёску. Например, в 70-х годах XVIII века знатные дамы предпочитали высокую укладку, увенчанную кораблём. В XX веке вошли в моду короткая стрижка и химическая завивка. На фотографиях конца 80-х и начала 90-х прошлого столетия можно увидеть начёс и чёлку «карлсон».
- Интерьер и предметы быта. Вспомнить, хотя бы, хрусталь, настенные ковры, стеклянные люстры-конструкторы, которые были атрибутами достатка в каждой советской семье.
- Увлечения: настольные и азартные игры, рукоделие, музыка и танцы, домашние животные и прочее.
Быть модным – не значит слепо подражать. Совместив особенности своей внешности с актуальными направлениями можно с успехом создать свой собственный стиль. Он позволит идти в ногу со временем, но при этом не затеряться среди прочих homo sapiens. Другими словами – всегда быть в тренде.