Дети, которые до 2012 года не сталкивались со школьной формой, зачастую неохотно её носят. Нынешние первоклассники, не знающие о временах «ходи на учёбу в чём угодно», нормально относятся к требованиям к внешнему виду. Наоборот, вчерашним дошкольникам в футболках нравится ощущение перемен. Переход на школьную форму кажется им подтверждением взрослости.
Однако, вне зависимости от того, каково мнение ребёнка относительно происходящего, ему всё равно придётся ходить на занятия в одежде делового стиля. На это есть несколько причин.
Школьный дресс-код — классический образ
Дресс-код для учебы диктует такие правила: уместная длина брюк, юбок, отсутствие ярких принтов и деталей в образе, классический крой, сдержанность фасонов и цветовой гаммы.
В первую очередь нужно научиться подбирать вещи, которые подходят ребёнку. Скажите «нет» линии плеча не на месте, собирающимся в складки штанинам и вещам, купленным «на вырост». Из-за частого использования предмет гардероба потеряет внешний вид раньше, чем наступит этот самый «вырост». Получается, вы обрекаете своего сына или дочь на постоянное ношение плохо сидящей одежды. Сначала она выглядит так из-за того, что велика, а после, когда ребёнок подрастает, по причине застиранности.
Что носить в школу мальчикам
- Рубашка. Чаще белая, без карманов или только с одним нагрудным, с длинными рукавами. В отдельных заведениях допустимо появление в однотонной сорочке приглушённого оттенка, в белоснежной водолазке или футболке.
- Брюки. Классического кроя. Возможные расцветки: тёмно-синий и чёрный. Иногда в учебных заведениях предписано ношение серых брюк или штанов с классическим принтом (например, с мелкой двуцветной рябью или клеткой).
- Жилет или пиджак. В некоторых школах одновременно носят оба предмета гардероба, в других нужно надевать только что-то одно.
- Головной убор – гимназия или лицей могут настоять на ношении универсальной его модели.
- Уникальные для учреждения знаки отличия. Где-то следует ходить в галстуках с определённым принтом, в других местах требуют нашивки, в третьих настаивают на значках с символикой.
- Обувь. Классическая, начищенная, на шнурках, однотонная. Под исключение подпадают только учащиеся начальной школы.
- Ремень. Чёрного или коричневого оттенка, без пряжки странной или необычной формы.
Наряд для девочки
- Блузка или сорочка белого цвета. Старшеклассницам следует избегать прозрачных материалов и откровенных декольте.
- Юбка. Иногда допускается присутствие на занятиях в юбках любой модели, в других заведениях требуют приходить только в вещах конкретных фасонов. Следите за длиной!
- Сарафан. Не должен быть легкомысленным.
- Пиджак, жилет или жакет.
- Обувь на невысоком каблуке, начищенная, однотонная.
Чего нельзя носить в школе?
Существует универсальный перечень требований и запретов, а также списки, работающие исключительно в рамках конкретного учебного заведения. Сначала ознакомимся с общепринятыми правилами. По ним мальчик не должен надевать в школу следующие предметы:
- помятые рубашки;
- сорочки с неклассическими принтами и нашивками (во многих заведениях запрещены любые рубашки помимо белых);
- джинсы с неформальным декором (например, рваные, с бахромой);
- футболки с надписями, изображениями, не принятыми в школе;
- одежда с лейблами, размещёнными на видном месте;
- укороченные и просто короткие брюки;
- штаны с карманами, расположенными ниже традиционных мест их размещения.
Также нельзя ходить в грязной, сильно измятой и рваной одежде, в неначищенных ботинках – это минимальные требования СанПиН. Недопустимо посещение занятий в обуви или одежде, которая способна нанести вред окружающим или имеет асоциальную символику. Кроме того, не стоит игнорировать сезонность. Ребёнок должен быть одет согласно температурному режиму в помещениях и на улице.
Девочкам, в свою очередь, не стоит появляться в стенах школы в следующих вещах:
- леггинсах;
- шортах;
- мини-юбках и мини-сарафанах;
- топах выше талии;
- прозрачных;
- блестящих;
- кожаных (помимо верхних предметов гардероба);
- колготках в сетку;
- рваных колготках;
- обуви на очень высоком каблуке.
Как было сказано выше, каждое учебное заведение вправе прописать во внутренних документах дополнительные требования к форме одежды обучающихся. Например, в некоторых школах и лицеях недопустимо присутствие на уроках в сарафане. Табу распространяется не только на легкомысленные модели, но и на вещи сдержанного делового фасона. В других учреждениях всем надлежит ходить в галстуках. Появление без него или с бабочкой расценивается в качестве дисциплинарного нарушения.
Иногда правила совсем строги. Учебное заведение не просто говорит, что нужно ходить в жилетах, но и подробно расписывает в уставе признаки подходящей к использованию модели. Рассматривается каждая характеристика – начиная от ткани и заканчивая количеством, размером и цветом пуговиц.
Важно! Если подробно не изучить внутреннюю документацию учебного заведения, можно ненароком нарушить множество правил, касающихся дресс-кода. Сегодня мало знать о белом верхе и чёрном низе. Необходимо соответствовать ожиданиям учителей и администрации школы.
Помимо внутришкольного устава, представителям будущего первоклассника следует ознакомиться с результатами первого родительского собрания. Проводят его заранее – не в сентябре – с целью знакомства с педагогом. Тут же обычно решается ситуация с учебниками и рабочими тетрадями, выбираются представители родкомитета и обсуждается составляющая формы. Зачастую выносится на голосование вопрос заказа однотипной одежды у конкретной фабрики. Если решение принимается и потом не соблюдается (ребёнок носит вещи, которые не были заказаны), то это тоже является нарушением.
Почему школы требуют одеваться ученикам в деловом стиле?
Соответствующие полномочия они получили после принятия ФЗ об образовании № 273 от 29 декабря 2012 года. С тех пор учебные заведения могут устанавливать требования:
- к цвету;
- фасону;
- размеру;
- виду одежды;
- к фурнитуре на вещах;
- к знакам отличия (например, к нашивкам, значкам, галстукам).
Учащиеся, в свою очередь, обязаны выполнять эти требования, но только при условии, что они прописаны в уставе заведения. Несоблюдения влекут за собой дисциплинарные взыскания различного рода, но только не отвод от занятий. Недопуск к учёбе при действующем законе о необходимости получения всеми гражданами среднего образования – это административно наказуемое нарушение.
Плюсы и минусы дресс-кода в школе
Достоинства (реальные или приписываемые):
- из классов пропали девочки в топиках и клубных нарядах;
- дети стали внешне социально равны;
- школьная форма позволяет посторонним людям понять, что перед ними учащийся (то есть узнать возраст подростка, который может выглядеть старше);
- строгая форма настраивает на деловой сдержанный лад;
- необходимость соблюдения общественных правил на протяжении 9–11 лет положительно отражается на формировании характера;
- дети привыкают выглядеть достойно и следить за своим внешним видом;
- за производителями школьной формы установлен более строгий контроль, чем за фабриками, выпускающими повседневную одежду (потому вещи служат дольше и более безопасны);
- общие признаки объединяют коллектив, делают его сплочённым и дружным (формируется идентичность);
- стираются отличия субкультур, что снижает уровень неоднородности, агрессии и психологического дискомфорта в коллективе.
Школьный дресс-код – это далеко не всегда шаблонность, серость, одинаковость и потеря собственного «Я». Лицеи и гимназии зачастую вводят уникальный дресс-код, за счёт чего их обучающихся легко найти в разнородной толпе детей. Они выглядят красиво, стильно и никак не подпадают под определение невыразительной безликой массы.
Сложности и слабые места дресс-кода:
- Школьная форма – богатая нива для спекуляций. Лицеи и гимназии нередко заставляют родителей заказывать вещи у конкретных фабрик. Учебные учреждения заключают с ними договор и потому имеют в этом вопросе финансовый интерес. В общеобразовательных обычных школах явление не так сильно распространено.
- Принцип социальной уравниловки работает далеко не всегда. Пиджак, купленный за 800 рублей, и пиджак, приобретённый за 8 тысяч, не смотрятся одинаково. Девочка, у которой на неделю пять комплектов школьной формы, не выглядит так же, как ученица, родители которой едва смогли обеспечить свою дочь одной юбкой и единственным сарафаном на весь учебный год.
- Родителям приходится больше тратиться. Дети растут скачкообразно и порой невероятно стремительно. Мальчик-подросток за одну неделю может вытянуться сильнее, чем за предыдущие два года. Это значит, что его родителям после такого скачка придётся обновлять ребёнку сразу два гардероба: один обыденный, второй – школьный. Ранее же существовала возможность покупки вещей универсального плана. Они подходили и для будних дней, и для учёбы.
- Некоторые родители всеми способами стараются сэкономить, поэтому не обращают внимание на безопасность купленной формы. Точнее, они просто вынуждены закрывать на это глаза, чем успешно пользуются неблагонадёжные производители. Ещё одно неработающее достоинство школьного дресс-кода.
- Сильный негативный отклик на введение формы и ситуацию вокруг внешнего вида учащихся возник у людей, которые отрицательно относятся к СССР. Упрекнуть их в том, что они видят связь между происходящим и тем, что было в Союзе – сложно. Особенно учитывая афиширование случаев недопуска детей к учебному процессу по причине крашеных волос, не той длины рукава у сорочки или использования юбки вместо утверждённого сарафана.
Через нечто похожее мы уже проходили в 60–80-х гг. И результатами выговоров, дисциплинарных наказаний и вызова родителей в школу из-за нарушений дресс-кода стали стойкая нелюбовь к учебным заведениям и желание бунта. Чем строже правило – тем выше соблазн нарушить его для некоторых подростков. А родители таких детей, в свою очередь, подают в суды за неправомерные недопуски к занятиям и лишение ребёнка права на получение общеобязательного в России школьного образования. Облегчила ли форма жизнь учащихся и школ? Очень спорный вопрос.