Стиль “а-ля рус” — один из самых сложных и капризных стилей, который дошел до XXI века. С одной стороны, одежда в этом стиле регулярно появляется на модных показах и красных ковровых дорожках, а с другой — из-за своей изначальной искусственности и маскарадности обывателю сложно найти повод, чтобы выгулять наряд в таком стиле. В этом материале мы расскажем об истории стиля и его становлении, а также приведем примеры, с чем можно носить изделия в стиле “а-ля рус” и как правильно подобрать гардероб в псевдорусском стиле.
Краткое определение стиля “а-ля рус”
Стиль “а-ля рус” — это стиль, подражающий русской народной (и разноликой) архитектуре/одежде. Ключевое слово здесь «подражающий», так как стиль “а-ля рус” не равноценен народному творчеству, это более облагороженная версия с более тщательной отделкой и из более дорогих материалов. Подразумевается, что в стиле “а-ля рус” присутствует некоторая доля театральности. Чаще всего этот стиль можно видеть на модных показах, красных дорожках и исторических экранизациях.
История формирования стиля “а-ля рус”
Иронично, что период формирования стиля “а-ля рус” пришелся именно на начало XIX века, когда войска Наполеона вошли на территорию России и по всем законам логики представителям всех сословий в Российской империи было не до моды. Вдвойне иронично, что в буквальном смысле слова вся российская элита того времени говорила только на французском, училась по французским учебникам и одевалась, ориентируясь на модные парижские журналы. Эту идею безапелляционного превосходства всего иностранного перед всем отечественным привил Петр I, который насильно ввел моду на голландский камзол, и она, закрепившись, дожила и до наших дней. Но в 1812 году произошел перелом в сознании: и дело не только в том, что аристократия носила европейские одежды, в тот год очень большую роль сыграли простые крестьяне, которые вели партизанскую войну. Несмотря на то, что после окончания войны их жизненные условия не изменились, общество на подсознательном уровне отметило (хотя довольно и своеобразно), что авторитет народа поднялся на новый уровень. Так, русские дворяне организовывали балы в стиле “а-ля рус”, наряжаясь в изысканные одежды, отдаленно напоминающие сарафаны, косоворотки, душегреи и кокошники. Следующим неожиданным витком моды на новорожденный стиль “а-ля рус” стала победа России в войне с Наполеоном. Когда казаки вошли в Париж, кроме русского слова «быстро», французы переняли еще манеру одеваться: парижские модники надели на себя широкие штаны, напоминающие казацкие папахи пышные шапки, а также верхнюю одежду с меховой отделкой. Формально именно этот момент и стал моментом рождения стиля “а-ля рус”. Но после всплеска русофилии вновь настало затишье, продлившееся до начала ХХ века.
Многие модельеры начинают отсчет истории стиля “а-ля рус” именно с 1908 года, когда в Париже состоялась премьера первого из многих балетов, привезенных в Европу Сергеем Дягилевым. В тот год «Русские сезоны» Дягилева вошли в историю, а самого организатора стали называть не иначе как «великий импресарио». Честно говоря, идея возрождения стиля витала в воздухе и даже была одобрена «сверху». Дело в том, что в 1903 году прошел запомнившийся многим костюмированный бал, на котором вся царская семья и их приближенные оделись в боярские одежды. Так был задан тренд на русскость. Поэтому когда спустя несколько лет Дягилев заявил о своем большом проекте — его поддержали и выделили финансирование. В 1907 году придуманные лучшими художниками костюмы были вдохновлены историей русского народного костюма и ее самобытностью. Так появились наряды для балетных спектаклей «Жар-Птица», «Весна священная», «Повести скомороха», «Петрушка», «Садко» и многие другие произведения, за основу которых взята русская история или фольклор. С одной стороны это были адаптированные для танцоров русские народные костюмы, а с другой — значительная часть декоративных элементов бралась у других народов и органично вплеталась в общий образ персонажа. Над балетными костюмами (как с визуальной и эстетической точки зрения, так и с практической) работали такие известные художники как Николай Рерих, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов и легендарный Лев Бакст. Не остались в стороне от процесса и парижские художники: так костюмы для Майи Плисецкой шила сама Коко Шанель, авангардистка Соня Делоне ответственна за графичные костюмы Клеопатры и ее свиты, а одноактный балет «Парад» был от и до оформлен Пабло Пикассо. Эти события не могли не отразиться на моде.
Одежда в стиле “а-ля рус”
Стиль “а-ля рус” появился на русских улицах благодаря модельеру и законодателю мод Полю Пуаре. Ему понравилось, что, несмотря на свою изначальную строгость и геометричность, стиль “а-ля рус” сохраняет также элегантность и утонченность. Русский стиль удачно наложился на эпоху ар-деко, став логичным продолжением модного тренда. На следующий год после выхода балетов Пуаре создает серию нарядов, вдохновленных «балетами Дягилева» и яркими народными мотивами: широкие фасоны, меха и яркие принты стали частью истории моды. Дополнительно эффект закрепили трагические события 1917 года, когда после революции из уже бывшей Российской империи уехала значительная часть дворян, цвет нации. Обедневшие и обескровленные, они все еще оставались людьми с хорошим образованием и хорошим вкусом. Популярностью стали пользоваться русские чайные дома с самоварами и чучелами медведей, а также рестораны, где вместо певцов, публику развлекали цыгане. Менее удачливые соотечественники устраивались работать по найму: так Коко Шанель наняла более 20 русских эмигранток, которые шили, вышивали и работали моделями, а многие парижанки принципиально покупали кружева и вышивки у русских мастериц, чтобы соблюсти все приличия моды и поддержать людей, попавших в тяжелую ситуацию. Модные дома уровня Chanel и Lanvin не один сезон работали над коллекциями в стиле “а-ля рус”. Более того, показывать эти наряды выходили особы голубых кровей, княгини и представительницы дома Романовых. В тот же период стали поднимать голову модные дома, основанные состоятельными мигрантами: культовый IrFe, созданный Ириной и Феликсом Юсуповыми, а также выстраданный бессонными ночами за вышивкой Kitmir, открытый великой княгиней Марией Павловной.
Третья волна любви к стилю “а-ля рус” была спровоцирована коллекцией Opera-Ballets russes Ив Сена-Лорана, который возглавил модный дом Кристиан Диор и уже успел побывать в закрытой России. На Ив Сена-Лорана также произвел впечатление балет, но на этот раз дело было не в «Русских сезонах» Дягилева.
Какие элементы гардероба в стиле “а-ля рус” популярны сегодня?
До сих пор стиль “а-ля рус”, как и любой этнический стиль, остается достаточно избирательным. Во-первых, из одного a la Russe невозможно составить весь свой гардероб. Но можно грамотно ввести несколько повседневных образов. Главную роль должны играть орнамент и материал: ритмичные узоры, контрастные цвета, отделка под натуральный мех, кружевные рукава. Современная трактовка стиля “а-ля рус” не такая яркая: мало кто из обывателей часто посещает исторические реконструкции или тематические вечеринки, а в офис в кафтане долго не походишь. Тем более новые тенденции тоже внесли свою лепту. Мода на экологичные продукты сделала свое дело и все больше женщин стали отказываться от шуб и декора из натурального меха. Но это не значит, что стиль “а-ля рус” перестал существовать. Сегодня существует серия так называемых современных кокошников, выполняющих функцию ободков, расшитых шароваров, а также платьев с элементами древнерусского орнамента. Натуральный мех все чаще заменяют на искусственный, в моду снова входят высокие шапки, вязаный палантин пользуется популярностью не только у представительниц старшего поколения, а зимой предпочтение отдают уютным аналогам валенок — уггам. Любая удлиненная дубленка, с небольшой нашивкой и клешем может стать достойным элементом в стиле “а-ля рус”. Уровень нарядности стиля “а-ля рус” можно регулировать за счет материалов: так бархатные и атласные вещи с вышивкой подойдут, скорее, для вечерних мероприятий, а вот изделия пастельных цветов из хлопка и льна — можно надевать и каждый день. А на тематические вечеринки можно решиться надеть китч: расписанный под хохлому спортивный костюм или майка с лубочным теремом от Дениса Симачева, яркая рубашка с «огурцами» от Славы Зайцева.