Логотип

Старинный свадебный костюм народов Урала

День свадьбы — один из самых важных дней в жизни пары. Праздничные свадебные традиции сохранились со старых времён и до нашего времени. На Урале свадебный церемониал просуществовал в первозданном виде до 50-х гг. прошлого века. Одним из элементов этой традиции является свадебный костюм, отражающий уклад, самобытность и обычаи наших предков. Об особенностях старинного уральского народного костюма — читайте далее.

Старинный костюм невесты народов Урала

Женский свадебный костюм представлял собой комплекс с сарафаном. Последний являлся обязательным элементом как будничного, так и праздничного женского наряда. Сарафан шился в разное время по-разному. В зависимости от типа кроя выделяют 3 основных вида:

  • женскийкосоклинный. Он шился не из цельного полотна. По бокам были вставлены клинья, а застёжка или шов находился спереди, между двух полотен. Проймы были глубокими, поэтому надевалась рубаха с широкими рукавами;
  • глухой туникообразный сарафан шили необычным способом. Большое полотно ткани сгибали пополам, на месте сгиба прорезали отверстие для головы, а полотнище накидывали на плечи. По бокам часто вставляли клинья, чтобы наряд был похож на платье, а не на церковную рясу;
  • прямой сарафан — традиционный и самый распространённый. Появился он в 19 в., и прочно вошёл в обиход молодых девушек. Шился сарафан из прямых полотен без использования клиньев, украшался рюшами и складками, имел тонкие прямые лямки.

Справка! Ткани для шитья сарафана использовали самые разные: ситец, выбойчатник, гарусник и др.

Обязательным элементом костюма была нательная рубаха. Самым распространённым и почитаемым в то время вариантом была поликовая рубаха. Она сшивалась из одной или двух тканей (одностанка или полустанка), а полики располагались в области плеч. Полики представляли собой вставные детали на рукавах. Ворот на рубахе обычно плотно прилегал к шее, а ткань вокруг закладывалась складочками или оборками. Рукава кроили широкими по всей длине, манжеты украшали вязаным кружевом.

Важно! Особенностью уральского сарафанного комплекса является то, что он часто был бытованным. Это означает, что поликовая рубаха могла быть темнее, чем сарафан. В других местностях подобное сочетание встречалось достаточно редко.

Костюм жениха и его особенности

семьяМужской народный костюм особым разнообразием не отличался, состоял из рубахи и портков. Рубаха была удлинённой, похожей на тунику, шилась по крою косоворотки, причём разрез находился с левой стороны. Горло украшалось невысокой стойкой, обшитой орнаментом и застёгивающейся на пуговицы. Позже появилась и рубаха на кокетке — с отрезной нижней частью.

Нарядная праздничная рубаха отличалась от повседневной по цвету. Её шили из холщовой ткани, ситца или кумача и называли:

  • вишнёвкой — из красного или вишнёвого полотна;
  • белорозовкой — из белых и розовых нитей.

В 19 в. мужские рубахи украшала популярная тогда вышивка “крестом”, которая называлась брокаровскими узорами. Орнамент изображал растительные мотивы и вышивался не только на мужской, но и женской одежде.

Второй элемент мужского костюма — порты — шился из льна или другой натуральной ткани. Праздничные штаны украшались узорами по краю карманов. Во второй половине 19 в. популярность приобрели шаровары. Они шились из плиса, похожей на современный бархат ткани. В большей степени они бытовали на Урале в качестве праздничной одежды.

Что такое обряд окручивания молодой?

обряд окручивания молодойСтаринные свадьбы сопровождались многочисленными обрядами. Одни проходили до венчания, другие — после него. После церковного благословения брака многочисленные родственники молодых собирали пышное застолье, где первым обрядом было “окручивание молодой”. Как ни странно, это действо касалось смены причёски невесты. Это символично: венчалась она ещё с девичьей причёской, а за семейный стол уже садилась с новой, женской.

Сам обряд проходил следующим образом: полупрозрачной шалью молодую невесту скрывали от гостей и заплетали две косы. Делали это обычно крёстные со стороны жениха и невесты — свахи. Все действия сопровождались весёлыми песнопениями, приговорками. Жених в это время также находился в комнате, но жену не видел из-под шали.

Кульминацией обряда является смена головного убора с девичьего на женский. После этого продолжалось застолье, на котором невеста уже присутствовала в качестве полноценной жены. Головной убор девушка не снимала.

Головные уборы, обувь и прочие интересные детали

Головной убор и причёска девушки и замужней женщины кардинально отличались:

  • до свадьбы девушка ходила с одной косой, а на голову надевала ленту-повязку из расшитой полосы ткани с длинными концами-завязками. Лента не скрывала волосы полностью;
  • после венчания женщине заплетали две косы. Они носились, уложенные вокруг головы, а поверх надевался головной убор из шёлка или бархата. Он полностью должен был скрывать причёску.

Обувь на уральской земле не отличалась от других местностей. Мужчины надевали высокие кожаные сапоги, в которые заправляли порты или шаровары, а женщины носили либо кожаные коротенькие сапожки, либо плетёные башмачки.

Интересно! Вся одежда расшивалась многочисленными орнаментами из красных, золотых, белых нитей. Больше всего любили растительные мотивы, которые здесь считались символом любви и спокойствия.

Понравилась?
0
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Обсуждение и комментирование темы

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку "Комментировать", я принимаю положения политики конфиденциальности и даю свое согласие на обработку персональных данных.