Народный костюм — визитная карточка русской истории. Каждый из них наполнен собственными элементами, яркими мотивами, индивидуальными особенностями той или иной местности. Мало того, даже свадебные наряды в разных губерниях отличилась цветами, материалами, предметами убранства. Сегодня поговорим об особенностях свадебного костюма жениха и невесты в Воронежской губернии.
Особенности старинного свадебного костюма в Воронежской губернии
Многочисленное и хаотичное население Воронежской губернии повлияло на становление народного костюма следующим образом. Во-первых, из-за многообразия приезжих народов — крестьян из Тамбовской, Орловской, Московской губернии, — в уездах возникали наряды, хоть и обладающие общими чертами, но всё равно довольно самостоятельные. Во-вторых, в 17 в. на территорию Воронежа переселилось много украинцев, которые оказали на новое место жительства собственное самобытное влияние. Отразилось оно и на народном костюме.
Мужская и женская одежда шилась из натуральных материалов, которые можно было получить либо благодаря плодородной чернозёмной почве, либо в связи с распространённым здесь занятием скотоводством. Чаще всего ткани ткали из шерсти, конопли и крапивы.
Цвет играл не менее важное значение. Он отражал эстетические особенности, увлечения и образ жизни крестьянина. В костюме преобладали 3 основных цвета:
- белый;
- красный.
Чёрный – символ кормилицы-земли, знаменитого воронежского чернозёма. Для жителей губернии этот цвет не означал скорби или траура. Наоборот, чёрный для них — знак покоя и радости в доме, семье, хозяйстве.
Как выглядит наряд невесты?
Женский свадебный костюм в воронежской области состоит из белой или красной длинной рубахи, вышитой шерстяными орнаментами. Праздничная белая одежда выбеливалась при помощи золы. Для повседневного ношения её сильно не выбеливали, но много украшали узорами. Свадебная рубаха дополнялась также тесьмой или бахромой. Одним из любимых вариантов для невест была рубаха с красными полами, обрамленными красивыми орнаментами.
В праздничные дни поверх также надевалась кундя — чёрная кофта, по крою напоминающая жилет. Она также щедро расшивалась, а рукава украшались пышными рюшами и красными кантами.
Одним из запоминающихся элементов костюма являлась понёва — похожая на современную юбку одежда из тканого шерстяного полотна. Обычно шилась чёрного цвета. Использовались только толстые нити, которые назывались пасмами. По низу понёва украшалась прозументом — летами и тесьмой из разноцветных нитей.
Костюм жениха
Мужской костюм в воронежской губернии уже не отличается таким разнообразием элементов. Он по-прежнему состоял из рубахи, но уже подпоясанной. Пояс — необходимый элемент наряда, при отсутствии которого мужчина считался лишённым чести. Рубаха шилась из синей или красной ткани, украшенной контрастными орнаментами. Сшита она было по принципу косоворотки — с косым разрезом на вороте. Длина рубахи — до колена, поэтому она частично прикрывала чёрные штаны, которые носили все мужчины.
Помимо основной одежды, крестьянин надевал высокие сапоги и головной убор.
Детали свадебного образа — головной убор, обувь и прочее
До замужества все девушки носили платки, невесты же надевали красивые головные уборы. В разных уездах они отличались, но самыми распространёнными были:
- шлычка – красная шапочка, плотно прижимающая волосы. Надевалась поверх пучка;
- кокошник, расшитый бисером.
В качестве обуви носили чуники — плетённые башмачки. Подошву делали из дерева или натуральной кожи, чтобы она медленнее протиралась. Женщины носили гольфы, связанные собственноручно из пёстрых нитей.
Один из самых впечатляющих элементов женского свадебного наряда — наличие нагрудных украшений в виде бус. Обычно плелись многоярусные ожерелья из мелкого бисера и закреплялись на тонкой полоске ткани, завязывающейся сзади на шее. Считалось, что подобные амулеты защищают невесту от злых сил и сглаза.