Как известно, легендами не рождаются. Ими становятся и чаще всего человек приобретает этот «статус» после смерти. А вот британскому дизайнеру Александру Маккуину суждено было стать легендой ещё при жизни. Шок, эпатаж, искусство создавать нечто доселе неведомое и до конца непонятное — вот слова, более всего подходящие для краткой характеристики модельера и его коллекций. Можно по-разному относиться к творениям Маккуина, но оставаться равнодушными при взгляде на них вряд ли получится.
Каждый его показ — целое театральное представление, наполненное глубоким смыслом. Эпатаж — это лишь способ привлечь внимание к тем или иным проблемам, выразить своё отношение к жизни ярко, эмоционально и без прикрас. Подробно познакомиться со всеми его коллекциями в рамках одной статьи невозможно. Остановимся лишь на некоторых из них.
Jack the Ripper Stalks His Victims — 1992
Коллекцию, название которой переводится как «Джек Потрошитель преследует своих жертв», дизайнер представил в 1992 году. Это был его первый выпускной показ. Уже с самого начала Маккуин сумел шокировать публику.
В подкладку отдельных вещей и пригласительные на мероприятие он добавил шерсть и волосы.
Закрученные в кольцо пряди волос дизайнер поместил в пластиковые пакетики и расположил с внешней и внутренней стороны одежды. Получившийся эффект стал вскоре узнаваемым для многих. Строчная буква c внутри заглавной Q в названии бренда отсылает к этой небольшой, но значимой детали. Сам дизайнер подобный ход объяснил данью традиции, принятой в Викторианскую эпоху, — дарить локон, купленный у проститутки, своей возлюбленной. Тогда это считалось выражением любви и восхищения.
Вдохновившись легендой о жестоком и неуловимом убийце, совершавшем свои преступления в Лондоне с 1888 по 1891 годы, дизайнер представил коллекцию, состоящую из десяти образов. Многие из них вошли в историю современной моды.
Взяв за основу силуэт, характерный для Викторианской эпохи, — корсет, плотно прилегающий воротник и узкие рукава — он добавил собственные элементы, ставшие впоследствии узнаваемыми. К ним относятся экстремально заниженная линия талии, крой, открывающий грудь и живот.
Показ коллекции проходил в заброшенном промышленном помещении. Одной из самых узнаваемых вещей стал удлинённый жакет из розового шёлка. Его узор напоминал терновые ветки.
Вот как описывает показ редактор одного из популярных модных журналов: «Цвета всех предметов одежды были резкими. Привлёк внимание чёрный жакет, который украшали волосы, а изнутри проглядывала кроваво-красная подкладка. Всё вместе было очень похоже на живое тело, наделённое плотью и кровью. Это был вызов традициям, тандем красоты и жестокости — воплощение всего того, что представляли собой 90-е годы».
VOSS — весна-лето 2001
На этом показе центральную часть подиума занимал зеркальный куб. Само помещение поначалу было затемнено — зрители ждали начала шоу. Зажёгся свет… Но люди продолжали смотреть на своё отражение ещё в течение двух часов — ничего не происходило.
Наконец дефиле стартовало — публика увидела моделей в образах, вдохновлённых фильмами Хичкока и вызывающими шок фото Джоэля-Питера Уиткина. В числе нарядов — пышные платья, украшенные страусиными перьями, офисные костюмы с асимметричными пиджаками и необычным декором. На головах моделей были повязки из бинтов или сложные конструкции с чучелами птиц на плечах.
Сам Маккуин в течение двух часов, которые люди провели в ожидании шоу перед зеркалом, наблюдал за их реакцией по монитору. Зрители всё время отводили глаза, чтобы не видеть своё отражение. Данная часть шоу была задумкой дизайнера. Главная идея — «повернуть индустрию моды назад, лицом к этим людям».
Незадолго до завершения шоу свет погас на подиуме, но зажёгся в кубе, стены которого вдруг стали падать и разбиваться вдребезги. Тогда зрители увидели обнажённую женщину в маске. Над ней летали бабочки. Это было точным воплощением фото Джоэла-Питера Уиткина Sanitarium.
THE HORN OF PLENTY — 2009
Дизайн был не единственным увлечением Маккуина. Помимо него, он всерьёз интересовался орнитологией и даже посещал курсы, где изучал строение птиц. Своё увлечение он воплотил в показах «The birds» (состоявшемся в 1995-м) и «The Horn of Plenty». Последнее из упомянутых шоу до сих пор остаётся одним из самых ярких дефиле в истории моды. Его название в переводе — «рог изобилия».
Центр подиума занимала огромная куча мусора чёрного цвета. В ней можно было увидеть предметы обихода современного человека — покрышки, телевизоры, пакеты. Модели демонстрировали наряды контрастных цветов, ходили в обуви на каблуках невообразимой высоты.
Головные уборы, представляющие собой зонты и клетки для птиц, поражали своими огромными размерами. Утилитарные образы коллекции оригинально сочетались с предметами одежды, выполненными полностью из утиных перьев.
Драматизма добавлял вызывающий макияж: выбеленные лица и яркие губы, накрашенные за контур.
Модели напоминали резиновых кукол, а не живых людей. Музыка Nirvana и The Smith прерывалась волчьим воем и звуками кардиограммы.
Показ завершили две модели, вышедшие на подиум в платьях-коконах, — одна в белом, другая в чёрном. Наряды были выполнены полностью из перьев.
Демонстрируемые вещи были непрактичными и, конечно же, абсолютно не подходили для носки, зато полностью отражали главную идею дизайнера — его коллекции не коммерция, а искусство.